Бизнес не готов сохранить удаленку

По данным НАФИ, за время действия карантина и режима самоизоляции 33% работодателей перевели сотрудников на удаленную работу. Но только 20% из них планируют сохранить такой формат после окончания пандемии для отдельных сотрудников и лишь 7% – для всех.

Согласно результатам исследования аналитического центра НАФИ «Влияние коронавируса на бизнес», в связи с введением режима самоизоляции российский бизнес значительно сократил расходы на персонал. Так, 34% предпринимателей отправили сотрудников в отпуск за свой счет, 32% понизили зарплату, в каждой пятой компании (21%) была отменена дополнительная система мотивации.

Отмечается, что 18% компаний прибегли к увольнению сотрудников в кризисных условиях. Среди них большинство предприятий сфер гостиничного бизнеса и общественного питания (34% против 18% в других отраслях).

Треть предприятий (33%), по данным НАФИ, перевели сотрудников на удаленный режим работы, причем крупные компании делали это чаще (39% предприятий со штатом от 16 до 100 человек, 67% – со штатом более 250 человек). В то время как только 24% небольших компаний со штатом до 15 человек перешли на дистанционный формат.

Среди предприятий, перешедших на удаленный формат работы, только 35% компаний смогли перевести на дистанционный режим почти весь штат сотрудников. При этом 30% организаций перевели на удаленку только четверть специалистов.

Отмечается, что чем крупнее компания, тем меньшее количество сотрудников ей удалось перевести на дистанционный формат: 66% предприятий малого бизнеса ввели удаленный режим для более 50% своих сотрудников, в то время как только 12% средних компаний удалось перевести на дистанционный формат бóльшую часть специалистов.

Оценка эффективности работы в удаленном формате

Исследование НАФИ показало, что большинство предпринимателей, которые полностью или частично перевели штат на удаленный формат, отметили снижение эффективности работы сотрудников – об этом заявили 82% представителей бизнеса. Каждый третий при этом отметил, что эффективность уменьшилась значительно. Только 14% предпринимателей указали, что производительность не изменилась. Примечательно, что никто не отметил повышения эффективности труда сотрудников в удаленном режиме.

Планы в отношении персонала

Более половины предпринимателей (55%) считают, что в ближайшие 3 месяца штат в их компаниях сократится, 29% ожидают, что число сотрудников не изменится, 13% затруднились с ответом. Только 2% предпринимателей планируют увеличивать штат.

Наибольшую устойчивость демонстрируют микропредприятия: среди них уменьшать численность персонала планируют 47% компаний. В то время как среди малых организаций с численностью персонала от 16 до 100 сотрудников сокращать штат в ближайшие 3 месяца планируют 72% компаний.

Чем крупнее компания, тем меньшее количество сотрудников ей удалось перевести на дистанционный формат

Практика СИБУРа

Несмотря на снятие ряда ограничений, введенных в связи с пандемией коронавируса, СИБУР сохранит удаленный формат работы для части сотрудников. Компания планирует поэтапное возвращение специалистов в офисы с учетом эпидемиологической ситуации в стране. В первую очередь к стандартному режиму работы вернется часть коллектива корпоративного центра и административного персонала предприятий, выполнение задач которых предполагает особые условия технического обеспечения или управления процессами непосредственно с рабочего места. Дальнейшие решения будут приниматься в зависимости от эпидемиологической ситуации в каждом конкретном регионе.

Действия, предпринимаемые в компании с начала марта, позволили предотвратить распространение заболевания среди сотрудников. СИБУР одной из первых среди российских компаний ввел повышенные профилактические меры – отмена любых деловых поездок и массовых мероприятий, закупка дезинфекторов, проведение тестирований сотрудников, введение режима внутренней вахты на ряде производств. Специалисты корпоративного центра и дневного персонала предприятий при полном сохранении управления и стабильности производственных процессов были переведены на дистанционный формат работы.

СИБУР планирует внедрить практику гибридной работы, когда каждый сотрудник, не занятый непосредственно на производстве, сочетает форматы дистанционной деятельности и посещения офиса

В компании активно используются имеющиеся цифровые инструменты, позволяющие контролировать производственные процессы дистанционно. Часть специалистов продолжала работать в офисах предприятий и на производствах с соблюдением необходимых мер безопасности.

С 18 мая в случае производственной необходимости допускается пребывание в офисе административно-управленческого персонала, которые не имеют хронических заболеваний и симптомов ОРВИ. Формат дистанционной работы остается на данный момент приоритетным для большей части сотрудников, в том числе в обязательном порядке для лиц старше 65 лет и беременных женщин.

В фокусе внимания остается здоровье сотрудников и сохранение непрерывности бизнес-процессов. В компании соблюдаются необходимые санитарные нормы, проводятся обязательные дезинфекции. Перед выходом в офис проводится тестирование на наличие коронавирусной инфекции за счет работодателя, при входе в здания и в течение дня организована термометрия, сотрудники обеспечены средствами индивидуальной защиты. В офисных пространствах действует шахматная рассадка с обязательным соблюдением расстояния между сотрудниками не менее 1,5 м., составлены дополнительные рекомендации по безопасному поведению сотрудников.

Кроме того, СИБУР планирует внедрить практику гибридной работы, когда каждый сотрудник, не занятый непосредственно на производстве, сочетает форматы дистанционной деятельности и посещения офиса.


Скачать PDF

Другие публикации