Организация безопасной работы в офисе

Пять шагов для организации безопасной работы в офисе и на производстве.

Олег Гейлер

партнер компании Bain & Company


В России удаленные сотрудники начинают возвращаться на привычные рабочие места. Однако риск заражения коронавирусом все равно сохраняется, поэтому компаниям необходимо защитить персонал и клиентов. Отмена режима самоизоляции не означает, что можно разом вернуть всех в офисы. Делать это лучше постепенно, оценив потребность в кадрах и спрос со стороны клиентов, локальную обстановку в регионе, а также индивидуальные риски для отдельных сотрудников.

Ниже перечислены комплексные меры, которые помогут компаниям предотвратить случаи заболевания COVID-19 на рабочем месте, а также приведена примерная схема действий, если кто-то из специалистов все же заболеет.

1. Дистанцирование коллектива

В первую очередь необходимо максимальное дистанцирование людей. На отдельных заводах Volkswagen переоборудовали производство, чтобы обеспечить дистанцию в 1,5 м между рабочими, а также запретили передавать материалы и инструменты из рук в руки. А на заводах Ford в США тестируют «умные браслеты», которые начинают вибрировать, если люди подходят друг к другу ближе, чем на 2 м. Многие компании изолируют рабочие места, огораживая их защитными пластиковыми щитками.

В первую очередь необходимо максимальное дистанцирование людей.

Во-вторых, используется зонирование пространства. Например, в компании Materialise (США) все этажи разбили на зоны и развели входные группы, раздевалки, чтобы сотрудники по минимуму перемещались между зонами. А в китайском офисе Cushman & Wakefield закупили разноцветные ковры для создания визуальных границ рабочих мест.

Отмена режима самоизоляции не означает, что можно разом вернуть всех в офисы. Делать это лучше постепенно

Также применяется внутренняя смена вахт. Это, в частности, ротация обособленных постоянных групп работников, находящихся в офисе. Например, в чилийском подразделении компании BHP персонал разбили на две команды, которые по очереди приходят в офис, а по пятницам все работают из дома. В этот день в офисе проводят дезинфекцию. На производстве смены устроены немного по-другому – люди и работают, и живут отдельно. Так, компания СИБУР переводила персонал ряда предприятий на режим внутренней вахты. Сотрудников тестировали на COVID-19, а затем с их согласия они были изолированы от внешней среды, им выделили специальное жилье. Впрочем, такой подход сработает, если инфекция еще не проникла на производство.

Кроме того, применяется разобщение при приеме пищи. В компании General Mills (США) перерывы на обед для подразделений разнесли на разное время, чтобы люди по минимуму пересекались в столовой. В некоторых китайских компаниях места за столиками оборудовали прозрачными щитками, а также используют QR-коды для отслеживания, где и с кем сотрудники принимают пищу. В большинстве случаев приходится увеличивать время работы столовой или привозить больше упакованных обедов, которые сотрудник может забрать с собой.

2. Гигиена

Во многих офисах и торговых точках уже привыкли к использованию антисептиков, индивидуальных средств защиты, призывам чаще мыть руки и не касаться лица и глаз руками. Стоит также по минимуму использовать общие предметы. Например, министерство здравоохранения Гонконга рекомендовало отказаться от шкафчиков (сотрудники должны приходить в рабочей одежде из дома), ввести запрет на общую еду и чай для персонала. В китайских магазинах Levi Strauss & Co начали дезинфицировать кабинки и одежду после каждой примерки.

Во многих офисах уже привыкли к использованию антисептиков, индивидуальных средств защиты, призывам чаще мыть руки и не касаться лица и глаз руками.

Многие компании регулярно проводят санитарную обработку всех поверхностей, стараются держать двери открытыми, если они не автоматические. Входить в лифт желательно в перчатках и масках и лучше всего по одному (как вариант, подниматься и спускаться по лестнице).

На заводах Ford в США тестируют «умные браслеты», которые начинают вибрировать, если люди подходят друг к другу ближе, чем на 2 м

3. Безопасность внешних контактов

Чтобы обезопасить сотрудников, стоит сократить их внешние контакты: ограничить визиты, запретить доступ внешнему персоналу, отказаться от командировок. Некоторые компании, например, советуют проводить рабочие встречи на улице.

В служебных автобусах для персонала сокращают число посадочных мест, запрещают людям садиться рядом. Кроме того, рекомендуют сотрудникам ездить на работу не на общественном транспорте и такси, а на личном автомобиле, если есть такая возможность. Компания Coca-Cola, например, запретила водителям покидать грузовики при доставке. А в российской сети «ВкусВилл» развивают услугу «Закажи и забери»: покупатель не ходит по торговому залу, вместо него заказ собирают сотрудники и приносят к кассе для оплаты.

4. Выявление заболевших

В офисе необходимо контролировать состояние здоровья сотрудников, выявлять работников с симптомами COVID-19. Для этого проводится скрининг до и в процессе работы. Например, в компании Foxconn (Китай) установили инфракрасные камеры для наблюдения за температурой сотрудников в течение дня, в других фирмах измеряют температуру инфракрасным градусником. В ряде случаев сотрудникам, приходящим в офис, проводят тесты на COVID-19. Авиакомпания Emirates, например, решила тестировать весь персонал, а также пассажиров до вылета (экспресс-анализ крови) по некоторым направлениям.

В офисе необходимо контролировать состояние здоровья сотрудников, выявлять работников с симптомами COVID-19.

В компании Foxconn (Китай) установили инфракрасные камеры для наблюдения за температурой сотрудников в течение дня, в других фирмах ее измеряют инфракрасным градусником

5. Последовательность действий, если кто-то заболел

Важно разработать схему действий при обнаружении заболевших работников, составить план эвакуации и провести тренировку, чтобы избежать паники и снизить возможность заражения других сотрудников. Нужно выделить отдельное помещение для изоляции работника с симптомами, дать ему дополнительные средства индивидуальной защиты, действовать в соответствии с планом эвакуации и быть готовыми оказать ему медицинскую помощь при необходимости. Американский производитель сухих завтраков заранее определяет, кто из работников может выйти на замену, если придется изолировать всех, кто контактировал с больным. А в Южной Корее тестируют всех, кто находился рядом с заболевшим в местах общего пользования, например в ресторанах.

Наконец, самое важное в переходный период – коммуникации. Нужно регулярно проводить разъясняющие беседы, использовать наглядную агитацию, проводить дистанционные тренинги, чтобы сотрудники проявляли сознательность и оставались дома при малейших признаках недомогания. Обязательно объяснять, зачем нужны все эти меры, – только тогда люди будут их выполнять.

Источник: «Ведомости»


Скачать PDF

Другие публикации