Итоги года

Итоги работы российской нефтехимии в 2017 году по ключевым сегментам отрасли.


Отрасль продолжает демонстрировать положительные результаты работы, являясь одним из драйверов посткризисного восстановления отечественной экономики. По данным Росстата, в январе – сентябре обрабатывающие производства увеличились в годовом сопоставлении в целом лишь на 1%, в то время как выпуск пластмасс в первичных формах прибавил 3,4%.

Однако по отдельным сегментам отрасли ситуацию сложно назвать ровной. Где-то сохраняются возможности для развития, а где-то потенциал роста, по крайней мере в краткосрочной перспективе, может быть исчерпан.

Полиэтилен и полипропилен: в ожидании «ЗапСибНефтехима»

В последние годы выпуск двух базовых полимеров – полиэтилена и полипропилена – в России показывал уверенную динамику. Этому способствовали сразу несколько факторов: ввод в строй новых мощностей на тобольской площадке СИБУРа («СИБУР Тобольск»), модернизация действующих производств на томской площадке («Томскнефтехим»), а также хороший спрос на продукцию, сформировавшийся во многом благодаря индустрии упаковки, но также за счет начала восстановления других отраслей, например автопрома. Наконец, производители смогли воспользоваться открывшимися на фоне девальвации рубля возможностями для интенсивного замещения импорта и расширения экспорта.

Открытие модернизированного комплекса по производству полипропилена и полиэтилена на томской площадке СИБУРа.

Однако сейчас рынок оказался у разделительной черты. Загрузка мощностей вплотную приблизилась к максимальной отметке и составляет сегодня порядка 95%. Это чревато неприятными сюрпризами – сбой какого-то одного предприятия оказывает быстрое и болезненное воздействие на всю индустрию в целом. «Из-за приостановки производства Ангарского завода полимеров в 2017 году образовался дефицит, который привел к росту цен на полиэтилен низкой плотности (наиболее крупный сегмент рынка полиэтилена. – Прим.). Это стало заметным изменением, поскольку до аварии для рынка было характерно постепенное снижение цен на данную продукцию», – приводит пример глава аналитического центра RUPEC Андрей Костин. В таких условиях потребители уделяют больше внимания работе с поставщиками. А производители пытаются получить дополнительные возможности для формирования прибыли за счет своей ставки на более сложные высокомаржинальные продукты. Например, это касается сополимеров полипропилена (используются, в частности, для производства труб).

Ожидается, что ввод «ЗапСибНефтехима» закроет дефицит внутреннего производства в России сразу по нескольким видам продукции.

Выпуск полиэтилена в 2016 году прибавил 7% в годовом сопоставлении, достигнув 1,7 млн т. А за 10 месяцев 2017 года, по данным агентства «Маркет Репорт», вырос на 8%, до 1,4 млн т. При этом производство полиэтилена высокой плотности увеличилось на 14%, линейного полиэтилена – сразу на 46%. В 2016 году было наработано 1,38 млн т полипропилена (рост на 8% в годовом сопоставлении), за 10 месяцев 2017 года, по данным «Маркет Репорта», – 1,16 млн т (плюс 2%). Наибольший рост производства показывают тобольская и томская площадки СИБУРа.

«Значительный объем данной продукции российские потребители пока что вынуждены закупать в других странах. Но такое положение вещей постепенно меняется – на это повлияла, например, переориентация на выпуск сополимеров части мощностей «Нижнекамскнефтехима». Однако окончательно вопрос решится только с запуском «ЗапСибНефтехима», где в том числе будет налажен выпуск сополимеров полипропилена», – говорит директор департамента аналитики компании «Альянс-Аналитика» Тамара Хазова.

Схожим образом ситуация складывается в сегменте линейного полиэтилена – материала, характеризующегося отличными потребительскими качествами (блестящая поверхность и стойкость к проколам) и высокими экологическими характеристиками (меньшая толщина пленок при сопоставимых свойствах). Спрос на данную продукцию стабильно растет во всем мире, однако в России дефицит его внутреннего производства, как ожидается, также может быть закрыт только после начала работы «ЗапСибНефтехима».

БОПП-пленки: потребитель диктует правила

«В настоящее время в сферу производства БОПП-пленок в России инвестируются достаточно большие средства, что приводит к увеличению мощностей уже существующих заводов и появлению новых предприятий», – говорит Андрей Костин. Соответствует данным изменениям сырьевая база, поскольку выпуск полипропилена в России показывает уверенный рост. Однако основополагающую роль играет все же формирование спроса на конечную продукцию.

Основным потребителем БОПП-пленок является пищевое производство – главный, по признанию не только экспертов, но и властей, бенефициар политики импортозамещения. В 2016 году производство пищевых продуктов в России выросло на 3,1%. Причем от высокой базы, сформированной в 2014–2015 годах на волне ввода правительством продуктовых антисанкций, «разгрузивших» рынок от европейского импорта. За три квартала текущего года, по данным Росстата, пищевая индустрия прибавила еще 5%. Все это естественным образом привело к укреплению спроса на полимерную упаковку, в частности БОПП-пленки. «Поскольку расходы домохозяйств на продукты питания продолжают расти, в 2018 году от рынка БОПП-пленок мы можем ожидать позитивной динамики. Свою роль тут должно сыграть и то обстоятельство, что процесс внедрения пищевой полимерной упаковки далек от завершения и сейчас остается еще много ниш, где ее только предстоит начать активно использовать», – говорит Андрей Костин.

Это соответствует изменениям предпочтений заказчиков. Эксперты международного аналитического агентства Mintel говорят, что современная упаковка все чаще используется производителями для формирования и поддержки идентичности бренда. С другой стороны, конечные потребители выдвигают требования не только по привлекательности, но и сохранности продукта. Также все большее значение имеет кастомизация – выпуск товара под заказы конкретных групп потребителей.

За несколько лет спрос на полимерную упаковку, в частности, БОПП-пленки, значительно укрепился.

По итогам 2017 года производство БОПП-пленок в России, как ожидается, составит 197 тыс. т (рост на 8,2% в годовом сопоставлении) при уровне потребления 154 тыс. т (плюс 2%). Продукция российских производителей пользуется спросом не только в России, но и за рубежом.

Поливинилхлорид: взрывной рост

«По итогам 2017 года мы увидим взрывной рост выпуска ПВХ», – уверенно говорит Тамара Хазова. В прошлом году после сбоя в поставках сырья пришлось приостановить работу одному из ключевых производителей России – предприятию «Саянскхимпласт». Дефицит продукции восполнил импорт, его доля в структуре потребления ПВХ в отдельные месяцы достигала 35%. Кроме того, увеличили выпуск другие крупные поставщики: «РусВинил» (совместный проект СИБУРа и бельгийской группы Solvay) и Башкирская содовая компания. В 2017 году «Саянскхимпласт» восстановился, а «РусВинил» продолжил рост. «Благодаря этому, – отмечает Тамара Хазова, – удалось вытеснить избыток импорта с рынка».

Правда, речь идет главным образом о суспензионном поливинилхлориде (ПВХ-С, используется в наиболее массовых сегментах). В отношении эмульсионного поливинилхлорида (ПВХ-Э, применяется для производства напольных покрытий) сохраняется высокая зависимость от зарубежных поставок (до 80%), поскольку в России сейчас этот продукт производит только одно предприятие – «РусВинил». Потребление ПВХ-Э по итогам 2017 года, как ожидают эксперты, вырастет, в то время как спрос на ПВХ-С изменится незначительно. Поэтому, как говорит глава «РусВинила» Гюнтер Надольны, отечественные компании также активно экспортируют свою продукцию в Индию, Беларусь, на Украину, в Сербию и другие страны.

ПВХ-Э, который используется в напольных покрытиях, в России сегодня производит только «РусВинил».

В 2016 году производство ПВХ в России фактически не изменилось относительно уровня 2015 года и составило 785 тыс. т. Только за 10 месяцев 2017 года, по данным «Маркет Репорта», в России было выпущено 735,4 тыс. т ПВХ различных марок. «РусВинил» наработал 254,4 тыс. т смолы, что на 4% превышает уровень того же периода 2016 года.

ПВХ активно применяется в строительстве: в профилях для оконных рам и различных отделочных материалах. Поэтому на перспективу развитие ситуации эксперты напрямую связывают с восстановлением российской строительной отрасли. После входа в кризис объем выполненных работ здесь начал резко снижаться, новые проекты замораживались. В 2017 году картина была все еще далекой от идеала, хотя наметились первые позитивные сигналы. Например, прогнозы Минстроя относительно существенного сокращения объема жилищного строительства в полной мере не выполняются (по результатам 10 месяцев зафиксировано отставание только на 4,3%). Традиционно декабрь характеризуется большим числом завершенных проектов, поэтому можно предполагать, что удастся максимально сократить разрыв с 2016 годом (тогда было построено 80,2 млн кв. м жилья). На перспективу у властей амбициозные планы. Глава Минстроя России Михаил Мень прогнозирует начало роста уже в 2018 году. «Наша задача – поэтапно двигаться к 120 млн кв. м (жилищного строительства. – Прим.) к 2025 году», – заявлял он. Тамара Хазова говорит, что вместе со строительной отраслью будет увеличиваться потребление продукции из ПВХ, в частности в сегменте напольных и настенных покрытий. «Поэтому мы уже в 2018 году ожидаем рост спроса на 3–4%. Вместе с рынком будет развиваться и российское производство», – уверена она.

Пенополистирол: в надежде на лучшее

Еще в большей степени от развития ситуации в строительстве зависит другой полимерный продукт – пенополистирол, используемый, в частности, в качестве утеплителя. В 2017 году здесь наблюдалась негативная картина – потребление неуклонно сжималось. «Связано это не только с изменением числа проектов в строительстве, – говорит Андрей Костин, – но и со стремлением застройщиков к экономии, которое выражается в использовании ими наиболее дешевых материалов даже в ущерб качеству».

Из-за изменений числа проектов в строительстве потребление пенополистирола неуклонно уменьшалось.

Несмотря на сокращающееся потребление, производство пенополистирола в России растет. Прогноз на 2017 год – 119 тыс. т продукции. Это на 2,6% больше уровня 2016 года и практически соответствует показателю 2015-го.

С другой стороны, отрицательная динамика наблюдается уже не первый год и темпы падения потребления становятся меньше, добавляет эксперт. Так, в 2015 году потребление составило 121,7 тыс. т, в 2016-м –109 тыс. т (падение на 10,4%). Прогноз по 2017 году – 106 тыс. т (минус 2,7%). При этом производители даже наращивают выпуск, занимаясь импортозамещением (доля зарубежной продукции снизилась до 19%) и пытаясь выйти на внешние рынки. «Мы видим рост поставок данного материала в страны СНГ», – говорит Андрей Костин.

Полиэтилентерефталат: запретам вопреки

Ситуацию на рынке ПЭТФ иначе как удивительной назвать сложно. С одной стороны, это яркий пример провозглашенного в стране курса на импортозамещение – еще до кризиса здесь появились мощности, способные потеснить зарубежных поставщиков. С другой – серьезным испытанием для рынка стали введенные государством ограничения по использованию пластиковой тары для розлива пива.

Тем не менее и производство, и потребление ПЭТФ в России продолжает расти. Во многом этому помогает появление новых решений для пивной индустрии – пластиковых кегов, а также увеличение спроса на безалкогольные напитки и воду в полимерной таре. И это очень перспективное направление – так, если в Европе средний уровень потребления бутилированной воды превышает 100 л на человека в год, то в России – лишь 39 л.

Как отмечает Тамара Хазова, проблемой является то, что сейчас в стране широко производится только упаковочный полиэтилентерефталат (это 85% рынка). В гораздо меньших объемах – пленочный (его, в частности, выпускает тверская площадка СИБУРа). И совсем не развито производство сырья для синтетических волокон. «Поэтому волоконный ПЭТФ в Россию импортируется из Китая, Кореи и Беларуси», – говорит она. Во многом благодаря этому в целом по ПЭТФ сохраняется достаточно высокая зависимость от импорта.

Несмотря на законодательные ограничения, и производство, и потребление ПЭТФ в России продолжает расти.

В этой связи важными для индустрии должны стать реализация проекта «СафПэт» в Татарстане и пуск Ивановского полиэфирного комплекса (ИПК). Однако остается пока много нерешенных вопросов. Так, в сентябре стало известно, что «СафПэт» изменил конфигурацию проекта. Как заявил глава Татнефтехиминвест-холдинга Рафинат Яруллин, на мощностях комплекса планируется ежегодно получать 250 тыс. т ПЭТФ. А ранее гендиректор «СафПэта» Асхат Батталов говорил, что предполагается вырабатывать 200 тыс. т бутылочного, 87,5 тыс. т волоконного и 25 тыс. т пленочного ПЭТФ в год. Что же касается ивановского комплекса, то здесь строительство должно было стартовать в 2017 году, а выход производства на проектную мощность был намечен на 2020 год. Однако, как рассказал в ноябре первый замгендиректора ИПК Игорь Сабаев, сроки сдвигаются из-за «форс-мажорной ситуации с генподрядчиком». Конкретизировать новый график он не стал.

В 2016 году в России было произведено 526 тыс. т ПЭТФ (плюс 7,2% в годовом сопоставлении), прогноз на 2017 год составляет 577 тыс. т (плюс 9,7%). Растет и потребление, хотя здесь, отчасти под влиянием решений регулятора, темп сокращается: в 2016 году было 615 тыс. т (на 12,6% больше показателя предыдущего периода), прогноз на 2017 год – 623 тыс. т (рост на 1,3%).

Еще одной проблемой для российского рынка является дефицит терефталевой кислоты, которая используется для изготовления ПЭТФ. «Собственные запасы данного компонента имеет только СИБУР, что придает ему определенное преимущество перед конкурентами, которые закупают сырье за рубежом и из-за высокого курса иностранных валют вынуждены ограничивать свои объемы выпуска: загрузка их мощностей составляет 70–80%», – говорит Тамара Хазова.

Прогнозы и тенденции

Ситуация в разных продуктовых сегментах неоднородная, но все же прослеживаются общие тенденции. Химические производства демонстрировали неплохие результаты относительно большинства секторов обрабатывающей промышленности даже в кризисный период, сумев на фоне девальвации рубля заместить импорт на внутреннем рынке и увеличить экспорт. Причем были преодолены даже искусственно воздвигнутые барьеры, такие как ограничения на розлив пива в ПЭТ-тару – и производители, и переработчики стали ориентироваться на другие рынки либо предлагать клиентам новые виды продукции.

Теперь по мере восстановления отечественной экономики (согласно целевому сценарию Минэкономразвития, к 2020 году рост ВВП должен составить 3,1%, по базовому варианту – 2,3%) возможно увеличение спроса на полимеры. А поскольку укрепление рубля не прогнозируется (курс доллара, как ожидается, составит 67,4 руб. в 2020 году по целевому сценарию или 68 руб. по базовому), то российские производители смогут по-прежнему ориентироваться не только на внутренний, но и на зарубежные рынки. Индекс по виду деятельности «Производство химических веществ и химических продуктов» в 2020 году вырастет на 20,4% к уровню 2016 года, экспорт продукции в сопоставимых ценах – на 19%, говорится в прогнозе социально-экономического развития на ближайшую трехлетку, который осенью был представлен в Госдуму.

«Однако при построении вариантов развития ситуации в отрасли нужно принимать во внимание очень высокую среднюю загрузку мощностей, которая в 2016–2017 годах уже достигла исторического максимума», – отмечает Андрей Костин. Таким образом, заметный рост нефтехимического производства может произойти только за счет ввода новых мощностей и своевременного обновления устаревших фондов. Но появление новых крупных проектов, помимо уже заявленных в отрасли, будет осложнено проблемами с наличием логистически доступного сырья, полагает эксперт. «Вместе с тем в среднесрочной перспективе мы можем ожидать появления ряда локальных проектов среднего тоннажа. Они будут закрывать растущие потребности отечественных потребителей, в числе которых можно отдельно выделить предприятия ВПК», – заключил он.

Участвуйте в опросе ниже и, выбрав один из сегментов отрасли, проголосуйте, останется ли спрос на том же уровне или же изменится.

Скачать PDF

Модуль опросов не установлен.

Другие публикации