Закопать нельзя переработать

С 2019 года широкий перечень пластиковых отходов, в том числе полиэтиленовую и полипропиленовую упаковку, будет запрещено захоранивать на мусорных полигонах. Эти ограничения, по мнению чиновников, дополнят механизм расширенной экологической ответственности. «СИБУР Клиентам» уже писал о начале его внедрения. Но какие сложности были выявлены на практике?

В России ежегодно образуется 60−70 млн т твердых коммунальных отходов, в том числе бумага и картон, полимеры (на их долю приходится от 7 до 15%, по данным Минприроды), стекло, текстиль, кожа, резина, черные и цветные металлы, элементы питания. Все это подлежит переработке, но свыше 90% направляется на захоронение.


Свалка «Кучино», на которую жители подмосковной Балашихи в июне пожаловались президенту Владимиру Путину в ходе его прямой линии, стала символом «мусорной» проблемы России. Гигантский полигон площадью 50 га был закрыт, но это только подчеркнуло масштаб вопроса. Ведь мусор из Кучино (а сюда, по разным оценкам, направлялось до 90% отходов из Москвы) перераспределили на другие свалки, многие из которых и так перегружены. Для реального решения, заявили власти, нужна активизация развития системы переработки отходов в новые продукты или энергию.

Запрет как стимул

В конце июля 2017 года правительство распоряжением №1589-р утвердило перечень материалов и отходов производства с полезными компонентами, поступать с которыми таким образом впредь запрещается. По закону «Об отходах производства и потребления» неисполнение или ненадлежащее исполнение этих норм должно влечь за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность, в том числе увольнение допустивших нарушение лиц и выплату штрафов.

В список из 182 пунктов вошли лом черных и цветных металлов; книги, газеты и другие бумажные изделия вплоть до этикеток; различная электроника и бытовая техника; автомобильные шины и стеклянная тара. В перечне есть и полимерная продукция: полиэтиленовая и полипропиленовая упаковка, пленки из полистирола, полиакрилатов, полиэтилентерефталата и др. «Данные меры должны стимулировать вторичную переработку», − пояснил в интервью газете «Ведомости» глава Минприроды Сергей Донской. Ограничения, по его словам, дополнят механизм расширенной ответственности производителей за утилизацию товаров, который был введен ранее.

Свыше 90% твердых коммунальных отходов в России направляется на захоронение.

Поправками в закон №89 «Об отходах производства и потребления» для производителей и импортеров введены обязательства по утилизации отходов от использования их товаров. Действовать можно по четырем сценариям. Во-первых, компании сами могут наладить процесс обработки и утилизации отходов (в том числе речь об упаковке). Во-вторых, заключить договор с каким-либо подрядчиком, который будет оказывать такие услуги. В-третьих, передать решение вопроса в ведение отраслевого объединения. И наконец, уплатить государству экологический сбор. В последнем случае все вырученные средства власти обещают направить на реализацию региональных программ в сфере обращения с отходами. Перечень товаров и упаковки, подлежащих утилизации, был утвержден распоряжением правительства №1886-р в сентябре 2015 года.

Меры, принятые правительством, должны стимулировать вторичную переработку отходов.

Миллиарды на подходе

Реально взимать экологический сбор начали в 2017 году – ранее действовали нулевые ставки. Власти рассчитывали получить от этого 6 млрд руб., такие прогнозы озвучивало Минприроды. На деле картина оказалась иной. В конце июня, выступая на «правительственном часе» с Сергеем Донским, глава думского комитета по экологии и охране окружающей среды Ольга Тимофеева заявила, что «сбор провален» − ожидаемый показатель снижен до 1 млрд руб. «А это субсидии для регионов для реализации программ обращения с отходами», − подчеркнула депутат.

«Основная причина кроется в недостаточной готовности подзаконных актов», − говорят эксперты. Например, по словам исполнительного директора ассоциации «РусПЭК» Любови Меланевской, многие российские компании просто не смогли идентифицировать себя в качестве плательщика сбора по системе классификации, представленной в соответствующем распоряжении правительства, и выпали из системы регулирования. Импортеры столкнулись с иными сложностями: согласно действующим требованиям, в таможенных декларациях указываются только коды ввозимых продуктов, а информация по виду упаковки и тем более ее весу не учитывается. Все это создает естественный барьер для осуществления экологических платежей.

Импортеры столкнулись со сложностями: в таможенных декларациях не учитывается вид упаковки и ее вес.

«Думаю, что корень проблемы низкой финансовой отдачи экологического сбора кроется в неудачных формулировках ряда подзаконных актов, из-за которых многие компании не смогли вовремя сформировать правильную отчетность», − соглашается с этим член наблюдательного совета СРО «Ассоциация «Лига переработчиков макулатуры» Денис Кондратьев. А это, по его мнению, проблема скорее для бизнеса, чем для государства. «За неуплатой последует наложение штрафов и перечисление денег в последующие периоды», − полагает он.

Реально взимать экологический сбор начали в 2017 году – ранее действовали нулевые ставки.

Минприроды сейчас думает над расширением перечня товаров и упаковки, подлежащих утилизации. «Боюсь, что это может только усугубить сложившееся положение. А выход из него кроется, безусловно, в дальнейшем совершенствовании нормативно-правовой базы», − говорит Любовь Меланевская. Такая работа идет, в ней участвуют представители отраслевых организаций и бизнес-сообщества. По прогнозам экспертов, законодательная база будет трансформироваться еще в течение ближайших трех лет.

Однако закон позволяет компаниям альтернативные уплате сбора сценарии: самостоятельно развивать переработку мусора либо сотрудничать со структурами, для которых это является профильным видом деятельности. Эти варианты можно назвать рациональными в силу ряда причин. Во-первых, так компании могут сами контролировать расходование средств, выделенных на утилизацию отходов. Во-вторых, они улучшают свой имидж за счет выполнения «зеленых» проектов. В-третьих, открывают для себя новые рыночные возможности.

Так часто действуют за рубежом. Например, благодаря своей программе eXchange компания Bosch стала лидером поставок промышленно восстановленных автомобильных запчастей. Для клиентов это интересно, поскольку стоят такие товары в среднем на 25% дешевле. Для компании – поскольку она предлагает новые услуги и демонстрирует экологическую ответственность. В начале процесса восстановления специалисты Bosch разбирают агрегаты на составляющие, затем проводят их очистку. Быстроизнашивающиеся детали заменяются, а другие компоненты проверяются. Экономятся не только материалы, но и энергоресурсы – благодаря вторичному производству Bosch сокращает выбросы СО₂ на 25 тыс. т в год. Правда, для этого компании пришлось наладить не только систему переработки, но и сбора «сырья», т.е. использованных деталей.

Павильон компании Bosch на выставке запчастей, автокомпонентов, оборудования и товаров для технического обслуживания автомобилей в Москве.

Своими силами

«В западных странах это делать не очень сложно – например, в Германии реформа сферы обращения с отходами началась еще 40 лет назад и включала в себя множество разных решений, в том числе развитие практики раздельного сбора мусора», − говорит первый замглавы совета Союза переработчиков пластмасс Всеволод Абрамов. Россия пока находится только в начале пути. И именно неразвитость «первого звена», то есть структур, занимающихся сбором и первичной сортировкой отходов, можно считать одним из главных сдерживающих факторов для бизнеса, решившего самостоятельно заняться проблемой утилизации. Им приходится инвестировать не только в переработку, но и в мероприятия «подготовительного» этапа.

В Германии реформа сферы обращения с отходами началась еще 40 лет назад и включала в себя множество разных решений, в том числе развитие практики раздельного сбора мусора.

Именно так поступила пивоваренная компания «Балтика»: на сегодняшний день вместе с отраслевыми операторами она реализует проект по раздельному сбору отходов упаковки в 22 городах России. Установлено 2,9 тыс. контейнеров, через которые ведется сбор пластика, стекла, алюминиевой банки, картона с последующей передачей на переработку. В качестве проблемного момента, с которым «Балтика» столкнулась при реализации своего экопроекта, ее представители указали незаинтересованность в подобных инициативах некоторых муниципалитетов, в связи с чем в ряде городов возникали сложности с выделением необходимых площадок для контейнеров. «В целом для эффективного функционирования системы раздельного сбора отходов необходимы не только качественная законодательная база и продуманные подзаконные акты, но и развитая система стимулирования организаций, передающих отходы на перерабатывающие заводы, активная работа с населением, а также принятие городских программ по развитию системы раздельного сбора отходов», − прокомментировал Юрий Чентырев, региональный директор по производству пивоваренной компании «Балтика».

В 22 городах России установлены контейнеры с раздельным сбором пластика, стекла, алюминиевой банки и картона.

Аналогичные проблемы, вероятнее всего, будут сдерживать и реализацию распоряжения правительства, касающегося запрета на захоронение полезных материалов. В документе четко перечисляются разные виды мусора, подлежащего переработке, но в большей части пунктов стоит пометка «незагрязненный» (это, например, касается полиэтиленовой и полипропиленовой тары). Получается, мусор должен пройти предварительную сортировку и обработку и только тогда запрет в отношении начинает действовать. Хотя не исключено, что в будущем такое ограничение будет снято. Есть и другая проблема. «Если говорить о возможности самостоятельной реализации принципа расширенной ответственности (без уплаты экологического сбора), то большинство компаний пока что не спешат идти по данному пути из-за угрозы того, что в условиях несовершенного законодательства факт самостоятельной утилизации отходов может быть не учтен государством. Поправки, которые могли бы исправить ситуацию, уже были разработаны, однако их реализация постоянно откладывается и существует риск, что изменения вступят в силу только в течение следующего трехлетнего периода, который начнется после завершения 2017 года», − говорит директор ассоциации «РусПЭК» Любовь Меланевская.

То есть нынешний год пока что можно назвать не стартом реформы системы обращения с отходами, а подготовительным этапом. Впрочем, без этого невозможно ни одно большое дело.


Скачать PDF

Другие публикации