«Не ставила цель сделать карьеру»

Дарья Борисова, член правления и управляющий директор СИБУРа о поддержке, активном отдыхе и балансе.

О выборе специальности

В подростковом возрасте я мечтала о научной карьере. Считала, что это очень интеллектуально, интеллигентно и престижно. Научная среда в Советском Союзе казалась именно такой. Это была ролевая модель, которая нравилась, хотела пойти по стопам родителей. Они научные работники – советская интеллигенция в самом хорошем понимании этого слова.

На мой выбор факультета повлияли родители. Мама, папа, бабушка, дедушка – все химики. На кухне разговоры всегда были лишь об одной науке

В 17 лет всегда сложно понять, чего хочешь от жизни. Это актуально для молодежи и сегодня, а тогда в 90-е время было сложное. С вузом определилась быстро – хочу в МГУ. Из факультетов рассматривала только технические. Логика была такая: получить хорошее образование, а дальше жизнь покажет. На мой выбор факультета повлияли родители. Мама, папа, бабушка, дедушка – все химики. На кухне разговоры всегда были лишь об одной науке.

Во время учебы в стране начались перемены – развал Советского Союза, переход к другой экономической системе. Было интересно узнать как выглядит другой мир, работает бизнес, чем еще можно заниматься, кроме научной деятельности.

В 1994 году закончила МГУ, началась учеба по совместной программе в американском университете в Толедо. Существовала вилка возможностей – продолжать научную карьеру в России или за рубежом. Выбрала оба варианта. Одновременно работала и в МГУ, и в университете Толедо. Помог мой научный руководитель. Удержал меня от переезда и построения карьеры в США, убедил именно посмотреть на то, как устроена наука и образование в другой стране, при этом сохранил для меня возможность вернуться домой и развиваться уже на Родине.

Альпы, переход через перевал между Швейцарией и Францией.

О выборе места жизни

Когда занималась подготовкой кандидатской диссертации, думала, что же делать после очередной ступени в академической карьере? Поэтому параллельно посещала вечерние бизнес-курсы, чтобы взглянуть на мир шире. Хотелось попробовать поработать в международной компании. Тогда в России бизнес активно перенимал международные практики.

У меня было много возможностей развиваться как специалисту за рубежом. Но я всегда делала выбор в сторону предложений в России. После окончания учебы в Толедо решила попробовать себя в российском McKinsey. Основной мотивацией и тогда и сейчас было интерес к тому, что делают. Почему выбирала отечественные места для работы? Мне казалось, что здесь я более востребована, имею большую инкрементальную добавленную стоимость так как понимаю людей и культуру, а значит буду полезнее компании и людям с которыми работаю. Кроме того в России у меня близкие, родные и друзья.

О работе и любви

Для меня всегда ролевой моделью было отношение к работе моего папы. Тоже всегда хотела каждое утро просыпаться и думать: «Ну, что бы мне там еще хорошего сделать?». А потом бежать с удовольствием на работу, чтобы реализовать свои планы. Я видела как родители вечером обсуждали интересные темы и исследования. Когда нет жесткой границы, ты – кто ты есть, ты делаешь то, что любишь. А еще здорово, когда в семье находишь поддержку. 

О вовлеченности

Как и любой руководитель или специалист, для которого профессиональная часть жизни важна, я работаю много. Нельзя сделать что-то супер, когда ты вкладываешь только заранее ограниченное количество сил. Для успеха необходима вовлеченность, вся энергия. Думать о планах и намерениях нужно не только в рабочее время, но и в свободное от работы, иначе не получится. Но в любом случае человеку должно нравиться, то чем он занимается.

Нельзя сделать что-то супер, когда ты вкладываешь только заранее ограниченное количество сил. Для успеха нужна вовлеченность, нужна вся энергия

О семье

С точки зрения количества часов, конечно, я меньше провожу времени с семьей, чем, может быть, среднестатистический человек. Но, мне кажется, важно качество. Например, в выходные, мы делаем что-то интересное совместно, начиная от рядовых прогулок и заканчивая совместным спортом.

У меня достаточно взрослые дети. Мы уже не нужны друг другу 24 часа в сутки. 23 года старшей дочке, сыну – 17 лет, младшей – 12 лет. Такая разница в возрасте стала идеальным рецептом совмещения карьеры и семьи. Позволила посвящать время ребенку, а потом возвращаться обратно к профессиональной жизни. А если между детьми разница в 2-3 года, войти обратно просто не успеваешь.

Амстердам с дочкой.

Об отдыхе

Отпуска и праздники – мы организуем совместно. Всей семьей любим кататься. Взрослые на лыжах, молодежь – на сноуборде. Это увлечение появилось лет 20 назад. Друзья поехали кататься во Францию, нас пригласили, поставили на склон…

В летнее время – виндсерфинг. Я долго искала активный вид летнего отдыха, отличный от классического пляжного. Управление доской и парусом оказалось тем, что нужно.

Для меня отдых не может быть перед телевизором, я скорее устану от такого досуга. А от активностей, наоборот, заряжаюсь энергией. Очень вдохновляют прогулки в компании, либо пробежки в одиночестве. Обожаю гулять по Москве по набережным и центральным переулкам.


Любимые маршруты

Набережная вдоль Воробьевых гор, начиная практически от смотровой площадки МГУ, затем через Нескучный сад и дальше можно через Крымский мост в центр. Потом раз развилки и разные дорожки в сторону центра. Можно, наоборот, начать из центра, с Пушкинской площади и оказаться на набережной.


Об энергетическом балансе

Одно из основных качеств, которое развиваю всю жизнь –  управление внутренним энергетическим балансом. Все время не может быть «рок-н-ролл». Всегда что-то негативное происходит: на работе не получается, дома не успеваешь, дети ведут себя не так, как нужно, миллион ситуаций.

Мне важно не оставаться один на один со своими проблемами

У меня нет рецепта как сохранить баланс между ситуациями, людьми, обстоятельствами. Для себя поняла, мне важно не оставаться один на один со своими проблемами. Нужно поделиться эмоциями, услышать совет от тех, кто через это уже проходил. В сложные моменты не всегда нужно показывать что ты сильная, справляться со всем самостоятельно. Порой важно отпустить, услышать совет, принять помощь. Подобные установки закладываются во время воспитания или зависят от психологических особенностей каждого человека. 

Для руководителя важно внутреннее понимание своих сильных сторон и областей на которые можно опираться, и четко осознавать где нужна помощь и поддержка.  

Рыбалка и сплав на рафте на Дальнем Востоке.

О готовке

Раньше в моей жизни был период когда я любила готовить. Моей старшей дочери повезло – она застала это время. Мы по выходным готовили вместе. Сейчас интерес пропал. Но теперь в семье готовит младшая дочка, когда есть настроение. Лучше всего ей удаются десерты – они у нее просто божественные.

О целях

Все мои профессиональные интересы зрели и развивались по мере погружения и изучения определенной темы. Никогда не ставила цель сделать карьеру – делаю то, что нравится. И то, где есть добавленная стоимость от тех часов, которые вкладываю в работу. А дальше, скорее тактически, вижу горизонты на следующие 3-5 лет. Но есть люди, которые мыслят по-другому, прямо четко приходят с целью. Это все-таки не про меня. Прекрасно, что все мы разные.

Никогда не ставила цель сделать карьеру – делаю то, что нравится. И то, где есть добавленная стоимость от тех часов, которые вкладываю в работу. А дальше, скорее тактически, вижу горизонты на следующие 3-5 лет

О женщине и бизнесе

Мужчины и женщины отличаются. Тема разнообразия в лидерстве ценна, относится не только к балансу между гендером, но и к разными культурным бэкграундам, расовым и так далее. Философия в этом вопросе очень простая: если смотреть с точки зрения бизнеса, то любому проекту для устойчивости нужны разнообразные стили лидерства и взгляды на тему, проблему, подходы. Тогда компания более устойчива. Хорошо, когда появляются руководители из другой страны или отрасли, с иным опытом, воспитанные на других принципах ведения бизнеса.

Сегодня многие компании активно развивают программы по развитию менеджмента. Идет война за таланты. В процентном соотношении они одинаково распределены между мужчинами и женщинами: 50% на 50%. Если компания хочет выиграть сражение, она должна выбирать лучших не взирая на пол.

В тяжелых индустриях, где я работала, исторически процентная доля женщин в руководящем составе меньше так как нет подобных ролевых моделей. Естественно человек предпочитает не ломать стереотипы: «Ну, значит, мне это и не надо. Так не бывает в жизни. У меня не получится». Выстраивание цепочки и грамотного наставничества, поддержка – основные рычаги, которые могут изменить эту ситуацию. В McKinsey я работала с темой наставничества и поддержки молодого поколения, чтобы люди могли себя самореализовать, найти свое место в профессиональном мире и успешно развиваться. Мой опыт показывает, это возможно.


Скачать PDF

Другие публикации