Золотой век отрасли

Нефтехимическая отрасль переживает свой золотой век. Об этом рассказывает Роджер Грин, вице-президент IHS Markit по регионам стран Европы, СНГ и Африки.

Начиная с 2010 года в индустрии наступил самый долгий период уверенного роста прибыльности за всю историю отрасли. На этапе высоких цен на нефть росла экономика многих стран, в том числе и России. Нынешний рост закончится примерно в 2020, но сейчас для отрасли продолжается золотой век.

Роджер Грин

Вице-президент IHS Markit, возглавляет подразделение IHS Markit по консалтингу в химической отрасли в Европе и Африке. Он проработал в химической отрасли более 25 лет и за это время осуществил множество различных консалтинговых проектов. Возглавляет группу по работе с клиентами на инвестиционных проектах, сопровождению сделок слияний и поглощений, исследованиям рынка, проектному финансированию и технологической экспертизе.


Мы живем в интересное время. Технологии продолжают стремительно развиваться, кардинально менять повседневную жизнь, и нефтехимия сопутствует нам везде: от утреннего душа до вечернего отдыха за планшетом.

Транспорт и эволюция образа жизни

За последние сто лет мы пересели с лошадей на спроектированные по последнему слову техники автомобили. Способы передвижения не перестают меняться, и темпы этих перемен высоки как никогда.

Это лишь одна из множества областей, где технологии трансформируют образ жизни. Автомобильная промышленность находится в постоянном движении, и изменения, которые в ней происходят, не менее радикальны, чем переход от лошадей к двигателям внутреннего сгорания. Таких быстрых, безопасных и комфортабельных автомобилей, как сегодня, никогда еще не было, а помимо моделей на классических бензиновых и дизельных двигателях теперь есть гибридные и полностью электрические. Существенно экономить позволяют даже машины на традиционном топливе, а с альтернативным от углеводородов можно отказаться вовсе.

Перемены в автопроме отражаются на энергетической и нефтехимической отраслях, неразрывно связанных между собой. На рынок выходят все более эффективные автомобили, и в этом контексте критически важной становится их масса. В первую очередь это актуально для гибридных и электромобилей, на вес которых может повлиять аккумулятор. И один из основных инструментов для уменьшения массы машины предлагает именно нефтехимическая промышленность. Речь идет о сложных полимерах: от полипропилена до конструкционных смол и новейших композитных материалов. Двигатели работают тише, и следующим шагом становится ужесточение требований к шинам. Они тоже должны обеспечивать низкий уровень шума при эксплуатации, а еще – низкое сопротивление качению и превосходное сцепление без ущерба для срока службы. Чтобы шины соответствовали потребностям автопрома, необходимы все более совершенные марки синтетических каучуков. Здесь ответственность снова ложится на плечи нефтехимической отрасли и таких компаний, как СИБУР. Именно им предстоит решать те непростые задачи, которые задает высокотехнологичное производство их клиентов.

Зарядка электромобиля на улице в Нидерландах.

Новое топливо – новое сырье

Современные полимеры – от полипропилена до инженерных смол и композитов – становятся все более важными деталями транспортных средств.

С появлением более эффективного транспорта и распространением электродвигателей спрос на классические виды топлива начнет снижаться. Там, где экономика растет медленно (например, в США и Западной Европе), спрос на бензин перестал повышаться и теперь ожидается его сокращение. Эти перемены серьезно беспокоят нефтеперерабатывающие компании, которым грозит избыток мощностей. В Западной Европе уже закрылся целый ряд НПЗ. Выходом из ситуации может оказаться производство сырья для нефтехимической промышленности (на него спрос продолжает уверенно расти). Производя и продавая нефтехимическим компаниям больше пропилена, нафты и аналогичных продуктов и вместе с тем сокращая выпуск транспортного топлива, нефтепереработчики могут способствовать сохранению баланса на топливном рынке.

В связи с этим ожидается повышение спроса на все основные продукты нефтехимической промышленности, причем с опережением темпов экономического роста в целом. Будь то в Сибири или США, нафта, недорогой газ и иное сырье смогут поддержать конкурентоспособность производства.

Динамика рентабельности соответствует отраслевым циклам

Нефтехимическая промышленность всегда развивалась циклически: периоды высоких прибылей сменяются волнами инвестирования в новые мощности.

Нефтехимической отрасли свойственна цикличность: за периодами высокой рентабельности следуют активные инвестиции в новые мощности, что, в свою очередь, вызывает перепроизводство и, как следствие, снижение рентабельности.

В какой точке цикла отрасль находится сейчас? Значительные спады рентабельности отрасли, обусловленные глобальными экономическими рецессиями, а также азиатским и мировым финансовыми кризисами, происходили в 1991, 1998, 2001 и 2009 годах.

С 2010 года в отрасли наблюдается самый продолжительный период устойчивой и стабильной рентабельности.

Прогнозы на будущее

Начиная с 2010 года в индустрии наступил самый долгий период уверенного роста прибыльности за всю историю отрасли.

Высокая рентабельность появляется в условиях высокого спроса при ограниченном предложении. Быстрый рост предложения обычно приводит к низкой рентабельности, если только он не уравновешивается аналогичным ростом спроса. Интересная особенность нынешнего продолжительного периода высокой рентабельности состоит в том, что в 2014– 2015 годах произошел обвал мировых цен на нефть. При этом данное изменение в затратной базе не оказало сильного влияния на рентабельность в отрасли. Оно произвело несколько другой эффект, а именно – привело к задержке инвестиций и решений о реинвестировании прибыли. В условиях длительной неопределенности будущих цен на энергоносители инвесторы заняли выжидательную позицию по отношению к значительным капиталовложениям, таким как инвестиции в нефтехимическую отрасль.

Этот период низких цен на нефть характеризуется экономическим ростом во всех странах, кроме тех, чья экономика сильно зависит от нефти, например, России. Сочетание устойчивого роста спроса и низких объемов инвестиций на стороне предложения привело к увеличению загрузки производственных мощностей и продлило период высокой рентабельности.

На сегодняшний день экономика наиболее развитых стран продолжает расти, а реинвестирование в нефтехимическую отрасль остается сдержанным. Соответственно, по мнению IHS Markit, текущий беспрецедентный период устойчивой рентабельности в отрасли продлится до 2022 года и далее.

При этом IHS Markit напоминают, что предыдущие периоды высокой рентабельности завершались под воздействием чрезвычайных внешних обстоятельств, таких как рецессии и финансовые кризисы, которые по самой своей природе сложно спрогнозировать. Тем не менее текущие прогнозы развития нефтехимического сектора остаются очень благоприятными, и сегодняшнее положение дел можно назвать золотым веком отрасли.


Скачать PDF

Другие публикации