Три кита влияния

На развитие отечественной нефтехимической отрасли влияют три ключевых тренда: изменение регионального баланса, быстрое развитие технологий и стремление к экологичности. Об этом говорится в исследовании, проведенном компанией PwC.

Сергей Комышан

член Правления, исполнительный директор СИБУРа:

В России и странах СНГ спрос на полимеры, с учетом более низкого удельного уровня их потребления, чем в ведущих мировых экономиках, растет опережающими темпами, особенно в части развития специальных продуктовых решений под конкретные задачи переработчиков и потребителей, – именно этим в настоящий момент активно занимается СИБУР.



Свое исследование консалтинговая компания впервые в России представила в начале апреля на проходившей в Москве V конференции «Нефтехимия России и СНГ». Мероприятие было организовано при поддержке Министерства промышленности и торговли. Генеральным партнером конференции выступил СИБУР.

В работе конференции приняли участие более 200 представителей ключевых компаний нефтехимической отрасли России и СНГ, а также крупнейшие лицензиары, инжиниринговые компании, финансовые институты и регулирующие органы. Традиционно в ходе форума были даны оценки текущему состоянию рынка. Также обсуждались актуальные темы: стратегическое планирование и сохранение конкурентоспособности, лучшие практики управления инвестиционными проектами, четвертая промышленная революция и внедрение передовых технологий.

Часть ответов на открытые сегодня вопросы дает в том числе исследование «Влияние глобальных мегатрендов на нефтехимическую отрасль в России». Результаты работы обсуждались в рамках пленарной дискуссии по стратегическому развитию.

Согласно исследованию, 77% представителей отечественных нефтехимических компаний в качестве важнейшего мегатренда называют смену регионального баланса. С одной стороны, снижается конкурентоспособность европейских игроков рынка, с другой – стремительно растет спрос в Азии и на Ближнем Востоке. Новые рынки интересны российским нефтехимическим компаниям и, несмотря на высокую ценовую конкуренцию, считаются весьма перспективными для сбыта.

Более 50% респондентов отметили, что наибольшее влияние на отрасль в России оказывают инновации и технологические прорывы. Повышается уровень автоматизации, новые разработки приводят к росту производительности и т.д. Здесь представители компаний отмечают важность партнерств и совместных инвестиций в наукоемкие проекты: стоимость их высока, и правильно было бы «делить» затраты на проведение исследований.

Около 70% опрошенных PwC респондентов не считают ограниченность природных ресурсов значимым фактором, сдерживающим рост и развитие отрасли. А вот повышение экологичности нефтехимических производств было отнесено к мегатрендам. Растут требования к производственным процессам, направленным на предотвращение климатических изменений и охрану окружающей среды. При этом в мире растет запрос на продукцию, созданную из биоматериалов, а также позволяющую сократить потребление энергоресурсов (например, разработка и производство облегченных деталей для автомобилей и самолетов).

В работе конференции приняли участие более 200 представителей ключевых компаний нефтехимической отрасли России и СНГ.

77% представителей отечественных нефтехимических компаний в качестве важнейшего мегатренда называют смену регионального баланса. С одной стороны, снижается конкурентоспособность европейских игроков рынка, с другой – стремительно растет спрос в Азии и на Ближнем Востоке.

В обсуждении в рамках конференции доклада компании PwC принял участие Сергей Комышан, член правления – исполнительный директор СИБУРа.

По его оценке, в ближайшие 10–15 лет нефтехимическая продукция будет востребована в автомобилестроении, пищевой промышленности, строительстве, медицине и других областях. Синтетические материалы, благодаря более выгодному соотношению свойств и цены, замещают более традиционные, такие как металл, стекло, камень и др.

«В России и странах СНГ спрос на полимеры, с учетом более низкого удельного уровня их потребления, чем в ведущих мировых экономиках, растет опережающими темпами, особенно в части развития специальных продуктовых решений под конкретные задачи переработчиков и потребителей, – именно этим в настоящий момент активно занимается СИБУР», – отмечает Сергей Комышан.

Он также акцентировал внимание на том, что СИБУР является одной из тех российских компаний, которые ставят повышение экологичности в приоритетные направления развития.

«С одной стороны, для производителей, эксплуатирующих старые технологии, экотренд несет существенный риск. С другой стороны, ряд компаний, например СИБУР, на постоянной основе занимаются снижением воздействия на окружающую среду: уменьшением выбросов, совершенствованием локальных очистных сооружений, – объясняет руководитель. – Вся система мотивации в компании пронизана целевыми каскадированными показателями эффективности, один из которых – оценка воздействия наших производств на внешнюю среду. В показатели оценки эффективности генерального директора, главного инженера, других управленцев и каждой производственной площадки в целом включен данный показатель, и премиальные выплаты зависят в том числе от достижения его целевого уровня площадкой».

На отечественных производствах постепенно повышается уровень автоматизации, а благодаря новым разработкам растет производительность.

Растут требования к производственным процессам, направленным на предотвращение климатических изменений и охрану окружающей среды. При этом в мире растет запрос на продукцию, созданную из биоматериалов, а также позволяющую сократить потребление энергоресурсов (например, разработка и производство облегченных деталей для автомобилей и самолетов).

Повышает СИБУР и экологичность продукции. Например, реагируя на запросы Клиентов, компания недавно выпустила несколько новых марок ПП, в частности ПП для БОПП-пленок, не содержащих фталаты. Кроме того, СИБУР производит полимеры, которые обладают свойствами энергоэффективности, долговечности и 100-процентной перерабатываемости, поэтому являются важным элементом экономики замкнутого цикла. «Другой мегатренд, смена регионального баланса сил, актуален для всех участников отрасли, так как он изменил глобальный нефтехимический ландшафт, – уверен Сергей Комышан. – Европа – единственный оставшийся регион с высокой себестоимостью продукции нефтехимии. США на волне сланцевой революции (добыча газа и нефти нетрадиционных месторождений) становятся ведущим регионом в части роста производственных нефтехимических мощностей. Где в этом ландшафте место России? У нас хорошая углеводородная база, поэтому уровень себестоимости низкий, но есть и сложности, среди которых неразвитость потребления и относительно небольшие объемы внутреннего рынка, ориентирующие любые новые крупные производства на экспорт. При этом наши регионы с доступной сырьевой базой находятся далеко от рынков сбыта и экспорта, что приводит к удорожанию транспортных издержек».

Что касается тенденции к технологичности производства нефтехимической продукции, то здесь представитель СИБУРа отмечает: инновации, технологические прорывы и технологические партнерства для России особенно актуальны.

«У нас немного собственных новых технологий в области большой и специальной химии, их приходится покупать, поэтому участие в рынке технологий необходимо как для нашего бизнеса, так и для бизнеса наших Клиентов, – уверен он. – Глобализация открывает доступ к таким технологиям. Вопрос в том, какие именно технологии выбирать, как их оценивать, как принимать решение по их приобретению и внедрению: в партнерстве или индивидуально? К тому же интеграция глобальных изменений требует колоссальных затрат, как финансовых, так и ресурсных».

Мегатренды являются основными драйверами изменений в нефтехимической отрасли. И следует учитывать их в планировании и разработке стратегии компаний, поскольку они могут представлять как риски, так и возможности для развития бизнеса.


Скачать PDF

Другие публикации