Спринты: идеи будущего

Как создать стабильную культуру инновационных изменений.

Созданные СИБУРом акселераторы, главной технологией которых был выбран спринт, стали уникальным кейсом проработки идей и технологий для компании, ее сотрудников и потенциальных партнеров.

Происхождение спринта

Особый формат для создания и разработки новых идей сначала опробовали в IT-сфере. Новый метод потребовался, когда перед разработчиками стояли масштабные, во многом незнакомые задачи и не было ясного плана действий. Например, по принципу спринта создавался Facebook: когда перед командой – задача со множеством неизвестных, на помощь пришел метод короткого забега.

Метод спринта обеспечивает креативную командную работу в условиях высокой неопределенности

– Мы позаимствовали спринт из IT-индустрии как интересный способ проработки идей на старте работы над проектами, связанными с новыми продуктами, исследованиями, капитальными вложениями и инвестициями, – рассказывает Владимир Батхин, старший руководитель проектов «Новые проекты и возможности развития» СИБУРа. – Такой подход обеспечивает креативную командную работу в условиях высокой неопределенности. Конечно, мы переосмыслили и адаптировали метод спринтов именно для нашей компании.

Самый знаменитый спринт СИБУРа – «Менделеевский» – был назван в честь великого русского ученого, который сумел объединить знания и интуитивный подход при создании принципиально нового.



«Менделеевский спринт»

Цель:

  • начальная разработка новых идей, продуктов, технологий, концепций;

  • 5–12 команд-участников;

  • 3 месяца автономной работы команд;

  • 40 часов тренингов;

  • 12 коучей от профильных функций (маркетинг, техэкспертиза и др.);

  • персональные кураторы для каждой спринт-команды.

Результат:

  • представление готового проекта на ТЭО (технико-экономическое обоснование) или НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы) для принятия решения о запуске.

Как рос и развивался «Менделеевский спринт»

Первый «Менделеевский спринт» прошел в 2019 году. Всего к осени 2020-го их состоялось три, до конца года запланировано проведение четвертого. Самый крупный насчитывал 12 команд, позднее в связи с ограничениями, вызванными пандемией коронавируса, количество команд-участников было временно сокращено до 5.

«Менделеевские спринты» в цифрах и фактах:

За 1,5 года проведено три «Менделеевских спринта», в ходе которых проработаны 26 идей.
Четыре проекта готовятся к принятию инвестиционных решений, еще три находятся на фазе принятия решения НИОКР.
Пять проектов в проработке, шесть направлены в «Библиотеку идей» СИБУРа.


Каждый спринт состоит из нескольких этапов: подготовка, спринт, проработка и запуск созданных бизнес-кейсов.

– На первом этапе мы проводим отбор идей, которые будем «загружать» в спринт для проработки, и участников команд, которые будут прорабатывать эти идеи и трансформировать лучшие из них в конкретные бизнес-кейсы, – делится Владимир Батхин. – На втором этапе в течение трех месяцев команды, собранные из разных подразделений СИБУРа, работают только над поставленной задачей. Например, внедрение нового продукта, который ранее компания никогда не производила, но видит для него рыночное окно. Все, что есть у команды, – минимальные вводные: продукт, предварительная оценка для портфеля СИБУРа и прогноз экономических перспектив. Все остальное – местонахождение и мощность нового производства, технологии и возможных партнеров, лицензиаров, требования к площадке, сырьевое обеспечение, качество будущего продукта, анализ конкурентов на рынке и возможных преимуществ для СИБУРа, ценовую политику, значимость и ценность проекта для компании и акционеров, обоснованную оценку экономической эффективности и другие детали – должны разработать и представить команды в бизнес-кейсе. На входе – абстрактная идея, на выходе – конкретный, детально продуманный бизнес-кейс. Формат спринта обеспечивает необходимую при работе с большим количеством неизвестных гибкость. Команды могут менять гипотезы, детали, конфигурации каждую неделю на протяжении трех месяцев, пока не разработают идеальный кейс.

Так проходило первое очное мероприятие "Менделеевского спринта" в марте 2019 года.

В 2019 году на 22 места в командах «Менделеевского спринта» поступило 260 заявок – больше 10 кандидатов на одно место. Отбор участников проходит в несколько этапов. Желающие войти в команду направляют кураторам проекта мотивационное письмо вместе с резюме.

Сотрудники СИБУР получают уникальный опыт работы в новом формате, в новой команде и новой для себя локации. За три месяца участники проходят интенсивное обучение, расширяют кругозор, получают разноплановые знания, что дает быстрый профессиональный рост

Кураторы изучают резюме, в частности на соответствие профилю спринта. Подходящие по профилю участники проходят интервью с кураторами и руководителями акселератора: оцениваются знания и компетенции соискателя на предмет соответствия спринту, а также мотивированность, эффективность, гибкость, адаптивность, готовность к трехмесячной работе в другом регионе (если требуется). До пандемии встречи были как личными, так и онлайн, с момента введения режима повышенной готовности мероприятие проходило только удаленно. По итогам интервью отбираются участники и формируются команды.

Когда команды уже сформированы, участники договариваются со своими руководителями, которые направляют сотрудников на спринт. Члены команд едут в командировку в Москву, где три месяца в отрыве от основной работы участвуют в спринте (правило действует и для проживающих в Москве). Эффективность работы командированных оценивают руководители проекта и спринта, их аттестация учитывается в квартальной оценке труда сотрудников.

Ритуалы эффективности

Чтобы обеспечить максимальную эффективность работы команды в ограниченном временном периоде, авторы «Менделеевского спринта» создали специальную систему «ритуалов».

Для каждой команды:

  • Ежедневные стендапы: участники подводят итоги предыдущего дня, определяют основные задачи на день.

  • Недельное ревью (обзор): команда подводит итоги недели, актуализирует дерево гипотез и план на следующую неделю.

  • Функциональный час: еженедельное содержательное обсуждение идей и деталей кейса с каждым функциональным коучем.

  • Встреча с бизнес-заказчиком: сверка выводов перед трекшн-митингом и демоднем.

Для всех команд:

  • Стендапы: в рамках еженедельной встречи спринтеры, кураторы и администратор определяют общий статус всех команд, решают общие проблемы и вопросы, корректируют методологии, обмениваются прогрессом, наработками.

  • Трекшн-митинги проводятся по итогам каждого месяца спринта. Команды рассказывают руководителям компании о прогрессе по проекту, представляют генеральную гипотезу, проводятся содержательное обсуждение результатов, корректировка направления проработки.

  • Демодень: финальная встреча по итогам спринта. Команды презентуют расширенному составу правления и директорскому корпусу компании итоговую конфигурацию бизнес-кейса. По итогам демодня принимается решение, будет бизнес-кейс запущен в дальнейшую проработку и реализацию или отправлен в «Библиотеку идей».

Обсуждение наработок между командами мотивирует участников инвестировать больше времени, усилий в деятельность своей команды, чтобы не проигрывать на фоне остальных

– Все ритуалы очень важны для эффективной, продуктивной работы команд, – подчеркнул Владимир Батхин. – Ежедневные и еженедельные встречи позволяют своевременно корректировать направление, оптимизировать работу. Обсуждение наработок между командами мотивирует участников инвестировать больше времени, усилий в деятельность своей команды, чтобы не проигрывать на фоне остальных. В свою очередь, интенсивное обучение (40 астрономических часов в начале, когда спринтеры получают необходимые для проекта знания) и еженедельная работа с функциональными коучами помогают участникам улучшить свой профессиональный уровень, компетенции, а также значительно повысить качество проработки кейса. Что касается трекшн-митингов и демодня, то команды готовятся к ним очень тщательно, так как чувствуют ответственность и важность той работы, которую они делают.

Направления развития бизнес-кейса

После демодня по кейсу принимается решение. Если бизнес-кейс принят и представляет новый продукт (технологию), то проект заходит в цикл НИОКР и попадает в подразделение разработки технологий. Им занимается профильная команда сотрудников СИБУРа. Часть спринтеров может перейти в эту команду или выполнять функцию экспертов, консультантов для помощи команде. В дальнейшем разработка уходит в инвестиционный цикл.

Если продукт (технологию) СИБУР приобретает у лицензиаров, то кейс поступает в контур стандартной инвестиционной деятельности: в команду развития бизнеса, корпоративный центр, на конкретное предприятие. Профессиональной профильной командой ведутся разработка технико-экономического обоснования, проектирование, уточнение бюджета и другие этапы инвестиционного процесса. В дальнейшем принимаются итоговые финансовые решения и стартует запуск разработки.

В случае, если бизнес-кейс временно отложен, то он уходит в «Библиотеку идей» – «умную» полку, куда помещаются все интересные и перспективные идеи. В любой момент каждая может быть реализована.

«Менделеевский спринт - 2019»: участники делятся впечатлениями.

Что дают «Менделеевские спринты» сотрудникам и компании

Спринты как инструмент обеспечивают существенное сокращение сроков проработки идей и бизнес-кейсов, а также значительно увеличивают количество идей и проектов, которые можно разработать за короткий срок. Новый формат позволяет привлечь к высокоинтенсивной эффективной работе над проектами больше специалистов из разных подразделений компании. В исследованиях принимают участие ученые, топ-менеджеры, финансисты, инженеры и многие другие профессионалы СИБУР, что позволяет проверить разноплановые гипотезы и теории, разработать новые технологии и наукоемкие проекты, улучшить бизнес-процессы что, в конечном итоге, ведет к развитию не только компании, но отрасли в целом.

В спринты по развитию спроса вовлекаются клиенты СИБУР и их партнеры . Таким образом, работа базируется как на идеях и концепциях, возникающих внутри компании, так и на внешних, предложенных сторонними участниками

Сотрудники СИБУР получают уникальный опыт работы в новом формате, в новой команде и новой для себя локации. За три месяца спринта участники проходят интенсивное обучение, расширяют свой кругозор, получают разноплановые знания, что дает быстрый профессиональный рост.

Антон Якунин, инженер по подготовке производства «Томскнефтехима», считает инициативу «Менделеевских спринтов» очень правильной: «рынок не стоит на месте и требуются новые продукты».

Ирина Кузьмина, начальник отдела управления проектами, исследования и разработки (НИОСТ) подтверждает, что «Менделеевский спринт» – среда, которая дает максимум возможностей для того, чтобы раскрыться. По ее мнению, инициатива дает участникам небывалый толчок для роста, не только профессионального, но и личностного.

Алексей Крючков (эксперт, долгосрочное целеполагание и непрерывные улучшения) отмечает пользу работы в таком формате: «Все мы люди, совершенно далекие от того, чем занимались на спринте. Нас собрали вместе, дали проблему, сказали: решайте. За «Менделеевский спринт», например, я впервые прыгнул с парашютом и планирую полетать на самолете».

«Менделеевский спринт-2020». Финальный демо-день.

Руководство СИБУРа также дало оценку работе «Медлеевских спринтов». Дмитрий Степкин (директор, корпоративный НИОКР) отметил, что идея подключить больше светлых голов к проработке проектов, успешно реализована. «Теперь мы видим, что проекты такого плана существенно увеличивают компетенцию людей, поэтому, говоря о «Менделеевских спринтах», можно отметить существенный образовательный эффект».

Сергей Комышан (член правления, исполнительный директор ООО «СИБУР») подчеркнул, что в результате «мы не только продвинулись вперед по определенным бизнес-идеям, мы также увидели серьезный рост профессионализма наших коллег. Очень приятно видеть тех, кто раскрылся. И это не менее ценно в «Менделеевском спринте», чем получение хороших бизнес-идей».

Новые виды спринтов

«Менделеевские спринты» стали отправной точкой для развития спринтов как эффективного инструмента. Осенью 2019 года компания СИБУР провела первый спринт по развитию спроса на уже существующие продукты и решения. Основная цель – предложить и проработать кейсы по развитию и новому применению этих решений.

Сегодня для отраслевых продаж спринты развития спроса – рабочий инструмент, ежегодная традиция

Главное отличие от «Менделеевских спринтов» в том, что в спринты по развитию спроса вовлекаются клиенты СИБУР и их партнеры . Таким образом, работа базируется как на идеях и концепциях, возникающих внутри компании, так и на внешних, предложенных сторонними участниками.

В первый спринт по развитию спроса были вовлечены более 75 участников, которые работали в кросс-функциональных командах – среди них сотрудники СИБУР, представители партнеров и клиентов. После серии мозговых штурмов в воронку идей вошли 24 идеи-кейса, направленных на развитие спроса текущих решений компании. Спринт продолжался три месяца, но работа шла параллельно основной деятельности участников, не требуя полного автономного вовлечения.

По итогам спринта 13 идей перешли в разработку. Кроме того, кейсы легли в основу ряда мероприятий, направленных на развитие спроса на полимерные решения для новой структуры «Отраслевые продажи. Строительство». Сегодня для отраслевых продаж спринты развития спроса – рабочий инструмент, ежегодная традиция.

На данный момент проходит спринт по развитию спроса в сегменте дорожного строительства. По итогам мозговых штурмов с клиентами изучаются 18 идей, 8 кейсов уверенно идут к финишу в процессе проработки.

– Такой формат работы не только помогает нам выявлять потенциал и искать новые возможности существующих решений, но и позволяет выработать качественно иной подход к взаимодействию с нашими клиентами и ключевыми партнерами. – Подчеркнула организатор и координатор спринтов по развитию спроса, руководитель подразделения «Отраслевые продажи. Строительство» СИБУР Юлия Румянцева. – Спринт обеспечивает лучшее понимание бизнеса партнеров и потребностей конечных потребителей. Мы видим эффективность этого инструмента и широкие возможности для его развития и внедрения. Сегодня подобные спринты все чаще проходят и в других сегментах применения полимерной продукции, например упаковки. Немаловажно и то, что идеи, которые рождаются здесь, в дальнейшем могут попасть в проработку и в «Менделеевские спринты». Со стороны внешних участников мы уже получаем первую обратную связь: они выражают заинтересованность, ведь этот формат в том числе позволяет им открывать новые инсайты и возможности.


Скачать PDF

Другие публикации