После ценового цунами

Ближневосточные нефтехимики могут утратить свои преимущества, если срочно не задумаются о повышении эффективности.

Падение цен на углеводороды привело к серьезным потерям мирового нефтехимического сектора, поскольку повлекло за собой удешевление конечной продукции. Особенно пострадали регионы, конкурентоспособность которых ранее в значительной степени была обеспечена фактором доступного и относительно дешевого сырья. В итоге, как было объявлено на XI ежегодном форуме Ассоциации химической и нефтехимической промышленности стран Персидского залива (Gulf Petrochemicals & Chemicals Association, GPCA), суммарный оборот членов организации в 2015 году снизился на 8,9%, до 79,7 млрд долл.

Ближний Восток остается одним из крупнейших регионов мира по производству нефтехимической продукции. Однако участники форума GPCA были единодушны во мнении, что без коренных изменений он может постепенно растерять свои преимущества. Президент Dow Chemical Джеймс Фиттерлинг образно сравнил ситуацию на рынке с последствиями цунами, отметив, что ближневосточным компаниям необходимо повышать операционную и функциональную эффективность.

Без коренных изменений рынок Ближнего Востока может постепенно потерять преимущества

По расчетам Wood Mackenzie, в 2015 году западноевропейские и восточноазиатские производители сократили издержки при производстве этилена с 1 тыс. долл. до 600 долл. за 1 т, в то время как на Ближнем Востоке затраты остались неизменными (200 долл. за 1 т). Таким образом, в результате снижения стоимости сырья регион лишился значительной части своих преимуществ – логистика уже не только съедает прибыль, но и бьет по конкурентоспособности.

По данным Аркадия Нахимовского, управляющего директора JP Morgan по химической отрасли в регионе EMEA, в последние пять лет мировой нефтехимический сектор в среднем направлял на капитальные расходы 43% денежного потока, 10% – на научно-технические исследования и разработки, 16% – на финансирование слияний и поглощений (M&A). Остальные средства шли на выплаты акционерам.

По данным GPCA, сегодня 70% нефтехимической продукции, реализуемой местными производителями, является первичным сырьем. В частности, в регионе располагается около 50% мощностей по выпуску этилена. Эелко Хукстра, глава голландской логистической фирмы Vopak, ожидает, что к 2030 году мировой рынок этилена вырастет до 232 млн т по сравнению с 143 млн т в нынешнем году. Основным драйвером станет урбанизация в Африке и Азии, где новыми горожанами станут около миллиарда человек. Рост производственных мощностей будет сдерживать повышение отпускных цен.

Более того, развитие добычи сланцевого газа в США и газификации угля в Китае радикальным образом изменили сырьевую географию нефтехимической отрасли. Ближний Восток экспортирует до 80% производимых продуктов нефтехимии, поэтому динамика спроса за пределами региона является определяющей для будущего отрасли. Сегодня ключевой потребитель ближневосточной нефтехимии – Китай. В Wood Mackenzie убеждены, что основной вклад в увеличение спроса в будущем внесет повышение доходов и сокращение неравенства в Китае. К 2035 году число домохозяйств с доходом более 10 тыс. долл. вырастет до 390 млн по сравнению со 140 млн в 2014 году, к 2025 году около 110 тыс. семей будут иметь автомобили. В GPCA прогнозируют, что глобальный спрос на нефтехимическую продукцию в ближайшие годы будет увеличиваться темпом 4–4,5% в год, превышая темпы роста мировой экономики.

Впрочем, этот оптимизм разделяют не все. Старший вице-президент leChem Дэвид Хьюз отмечает, что к 2030 году люди старше 55 лет составят треть населения планеты. Эта возрастная категория имеет значительно более низкую покупательную способность, чем люди в креативном возрасте (то есть от 25 до 54 лет). К 2030 году медианный возраст населения Китая составит 47,1 года против 39,9 в США. Демографический сдвиг окажет серьезное влияние в том числе на рынки полимеров. Надежды Хьюза связаны с реализацией проекта Нового шелкового пути, нацеленного на снижение логистических издержек при транспортировке грузов с востока на запад. Успех этой геополитической инициативы станет важным новым катализатором роста экономики Китая.

Резервуары для СПГ в порту Шанхая, Китай

Ситуация в нефтехимической отрасли сегодня определяется не одними лишь рыночными факторами. Нетарифные меры регулирования внешней торговли, перегруженные порты, недофинансирование инфраструктуры и рост протекционизма также стали серьезным вызовом. Представители GPCA в ходе форума особо отметили важность политики открытого рынка, выразив озабоченность относительно намерений избранного президента США Дональда Трампа пересмотреть действующие соглашения о свободной торговле.

Развитие добычи сланцевого газа в США и газификации угля в Китае радикальным образом изменили сырьевую географию нефтехимической отрасли. Ближний Восток экспортирует до 80% производимых продуктов нефтехимии, поэтому динамика спроса за пределами региона является определяющей для будущего отрасли.

Алекс Лидбэк, вице-президент по химической отрасли Wood Mackenzie, убежден, что в условиях дешевой нефти основными драйверами для бизнеса станут «эффективность» и «опциональность». Компаниям необходимо снижать операционные затраты, сокращать простои оборудования, строить гибкие графики ремонта и технического обслуживания. Потребуются значительные инвестиции в технологическое обновление, создание эффективных логистических цепочек, развитие системы глобальных закупок сырья и материалов. Контроль над сметами и ходом реализации инвестиционных проектов должен быть усилен.

В JP Morgan ожидают, что уменьшение свободного денежного потока заставит производителей искать возможности для повышения эффективности. Поэтому в ближайшие годы капитальные расходы будут сокращаться в пользу инноваций и M&A. Консолидация способствует снижению издержек за счет синергии, позволяет модифицировать продуктовую линейку, уменьшает волатильность прибыли. Но самое главное, переход в более высокие переделы позволит компаниям отойти от сырьевой модели бизнеса. В GPCA соглашаются, что M&A станет ключевым элементом стратегии ближневосточных компаний.

Говоря о возможности восстановления цен на нефть и газ, вице-президент Wood Mackenzie по рынку нефти Алан Гелдер отметил, что в краткосрочной перспективе на рынок будет негативно влиять низкий спрос, а в долгосрочной – технологические инновации в отраслях-потребителях. В результате возвращение преимущества по стоимости сырья ближневосточным производителям отнюдь не гарантировано.

Кризис наглядно показал, что будущее нефтехимии Ближнего Востока не подкреплено фундаментальными факторами, обеспечивающими устойчивое развитие. Наращивая поставки в Китай, пренебрегая инновациями и M&A, предприятия годами накапливали риски. Сегодня, учитывая возросшую конкуренцию, изменить сложившийся в отрасли уклад будет очень непросто. Но если ближневосточные нефтехимики не заставят себя перестроиться, их место на глобальном рынке будет быстро занято более дальновидными производителями, в том числе российскими.

На основе материалов GPCA

Скачать PDF

Другие публикации