Белые лебеди

Прогнозирование – дело неблагодарное. Всегда может появиться «черный лебедь»  – неожиданное событие, спутывающее карты. Однако есть предсказания, в надежности которых нет сомнений. Будущее нефтехимии не только за улучшением свойств материалов и развитием технологий, но и повышением лояльности клиентов в самом широком смысле этих слов.

В современном мире нефтехимия стала одной из наиболее динамично развивающихся отраслей промышленности. Спрос на ее продукцию увеличивается быстрее темпа роста глобального ВВП. И, как минимум, до 2030 года такая ситуация сохранится, сообщила на прошедшем в ноябре в инженерном центре ОЭЗ «Томск» форуме «Нефтехимия будущего» старший партнер McKinsey Дарья Борисова.

Сам форум был приурочен к 10-летию научного центра СИБУРа по химическим технологиям НИОСТ. С его участием разработан широкий ассортимент новых для российского рынка продуктов – например, более 30 марок полипропилена для производства нетканых материалов, литья под давлением, БОПП-пленок. «Форум родился из идеи собрать на одной площадке не только сотрудников СИБУРа, но и представителей других компаний и научного сообщества, поделиться стратегическим видением развития нефтехимии и попытаться предположить, какие технологии и продукты будут разработаны в будущем», – сказал директор Блока развития СИБУРа Сергей Галибеев.


Форум «Нефтехимия будущего» был приурочен к 10-летию научного центра СИБУРа по химическим технологиям НИОСТ

Клиент в фокусе

В экономических дискуссиях сейчас популярна тема четвертой промышленной революции – цифровой. Эксперты говорят, что применение ее инструментария (роботов, технологий дополненной реальности, машинного интеллекта, интернета вещей и т.д.) будет в ближайшие годы стремительно углубляться. Такие решения уже доказывают на практике свою эффективность – так, благодаря технологии Smart Grid можно существенно повысить надежность энергоснабжения, даже в случае аварий восстановление происходит в среднем в пять раз быстрее, а зона поражения сокращается минимум вдвое. По сути это симбиоз электроники и энергетики – объединение производителей, потребителей и сетей в единую систему, которая в режиме он-лайн отслеживает и контролирует работу всех участников процесса, повышая общую надежность и эффективность. Такие принципы характерны и для другого инструментария будущего. По словам одного из главных теоретиков этой концепции – основателя и президента Всемирного экономического форума Клауса Шваба, технологии серьезно меняют не только то, как мы живем и работаем, но даже как относимся друг к другу.


Благодаря технологии Smart Grid можно существенно повысить надежность энергоснабжения

Форум родился из идеи собрать на одной площадке не только сотрудников СИБУРа, но и представителей других компаний и научного сообщества, поделиться стратегическим видением развития нефтехимии и попытаться предположить, какие технологии и продукты будут разработаны в будущем

Возможности использования инновационных решений в нефтехимии сейчас активно прорабатываются (подробнее об этом см. по ссылке). Однако в данном случае речь идет скорее об эволюционном развитии, нежели о перевороте. Есть теория «черных лебедей» – маловероятных явлений, которые, тем не менее, случаются и имеют значительные последствия. Нефтехимия от потрясений, конечно, полностью не застрахована, хотя, учитывая специфику отрасли, вылет «черных лебедей» ожидать довольно сложно. «Даже если появится принципиально новый процесс получения молекул, представьте, какие нужны инвестиции, чтобы, например, полностью заместить работающие по всему миру пиролизы. Это сотни миллиардов, а то и триллионов долларов», – говорит Сергей Галибеев. Кроме того, в базовых химических процессах путь от идеи до реализации через разработку, пилотирование и строительство производственной установки в лучшем случае занимает 8-10 лет. Поэтому на повестке дня ближайшего времени будет рост мощностей по производству полиолефинов, что позволит удовлетворять растущие запросы рынка. Ключевым проектом здесь станет «ЗапСибНефтехим» – крупнейший нефтехимический комплекс России.

Однако есть «лебеди белые» – события, в которых никто не сомневается. В первую очередь, речь о расширении марочной линейки полимеров. Тут изменения будут происходить во многом под влиянием потребителей: стройкомплекса, сельского хозяйства, легкой промышленности, автопрома, ритейла. В таком взаимодействии, как показывает опыт, рождаются лучшие продукты. В качестве примера руководитель направления специальной химии для производства и переработки полимеров в России и СНГ BASF Павел Скрылев привел сотрудничество концерна и компании Adidas. В 2013 году они выпустили беговые кроссовки Energy Boost powered by Infinergy с амортизирующей подошвой из термопластичного полиуриетана. Инициатором сотрудничества может быть любая сторона. В случае с Adidas концерн BASF предложил уже существующую технологию Infinergy, а производитель спортивной обуви придумал ей применение.

Другой пласт изменений в нефтехимии будет связан с социальными процессами. Урбанизация и рост благосостояния населения в конечном итоге приведут к увеличению потребления медицинских изделий, обуви, одежды, продукции автоиндустрии и многого другого. А это значит, что будет расти спрос на продукцию нефтехимии, например, на синтетические каучуки. Причем требования к сырью будут год от года жестче. По словам руководителя направления маркетинга СК и ТЭП компании «СИБУР» Ларисы Бондарь, этот тренд заметен уже сейчас. Так, куда более щепетильными стали производители шин, ведь им необходимо улучшать свойства свой продукции: увеличивать предельные скорости, повышать безопасность, контролировать уровень шума. Другой пример – требуются все более чистые, не вызывающие аллергии материалы, которые необходимы для изготовления медицинских расходных материалов или смотровых перчаток.


Требуются все более чистые, не вызывающие аллергии материалы, которые необходимы для изготовления медицинских расходных материалов или смотровых перчаток

Океан возможностей

Также на перспективу одним из наиболее важных останется вопрос сырьевого обеспечения отрасли. «Особое внимание надо уделить метану. Уже сейчас есть технологии, которые позволяют переводить его в основные молекулы базовой химии, например, метанол, являющийся прекрасным сырьем для дальнейших переделов», – рассказал Сергей Галибеев.Также возможно расширение практики применения возобновляемого или биосырья. В этой сфере уже очевиден вектор развития для среднетоннажной и специальной химии. Там такие технологии являются конкурентоспособными: найдены бактерии, способные произвести нужную молекулу в одну стадию, тогда как для получения аналогичного результата традиционными способами требуется несколько итераций. В то же время в вопросе получения базовых молекул нефтехимии из биосырья есть несколько нюансов.

«В традиционной нефтехимии из небольшого спектра исходных материалов получается масса продуктов. В «био» огромный выбор сырья, но его можно свести к небольшому количеству полимеров», – пояснил директор по развитию бизнеса Norner Ларс Эвенсен. Кроме того, есть проблема удаления из биосырья такого объемного элемента как кислород. В результате, как сказала Дарья Борисова, для производства, к примеру, 40 млн т полиэтилена из биосырья потребуется равное площади Германии количество земли и вода объемом в полтора Женевских озера. Но, как отметил Сергей Галибеев, технологии развиваются и могут стать перспективными. «75% земного шара покрыты океаном, где находится огромная биомасса. Если будут созданы эффективные способы ее конвертации, например, в этилен, это будет прорыв», – полагает он.


В 2013 году Adidas выпустили беговые кроссовки Energy Boost powered by Infinergy с амортизирующей подошвой из термопластичного полиуриетана

Опасные мифы

Еще один ключевой для отрасли вопрос – усиление внимания общества к экологической проблематике. Все больше людей беспокоится по поводу безопасности продукции, минимизации воздействия на окружающую среду, использования невозобновляемых ресурсов. Иллюстрация тому, по словам Ларса Эвенсена, появившееся недавно письмо детей к 100 крупнейшим компаниям мирас призывом отказаться от пластиковой упаковки. Однако, как прозвучало на форуме, довольно часто люди руководствуются в своих суждениях мифами, а не проверенной информацией. Например, многие считают, что бумажные пакеты экологичнее пластика. Но мало кто задумывается, что целлюлозно-бумажная промышленность требует гигантского расхода пресной воды и электроэнергии, вырабатывает большое число отходов. Производство пластика более экологично, к тому же полимерные материалы менее объемны, что означает снижение выбросов вредных веществ при транспортировке продуктов. Еще один пример такого рода привел глава компании «Полипластик» Мирон Гориловский. «При производстве трубы из стали выделяется в семь раз больше углекислого газа, чем при выпуске такого же изделия из полимера», – рассказал он.

Впрочем, как считает Ларс Эвенсен, можно найти способы сделать отрасль еще более экологичной. Многие в России забывают, что пластик – это материал, который можно перерабатывать практически до бесконечности. А, например, в Норвегии более 90% полимерных отходов идет в производство. В McKinsey считают, что рециклинг – одно из ключевых направлений, которое будет развиваться в ближайшем будущем. По прогнозу компании, к 2050 году до 30% предложения полимеров будет генерироваться вторичной переработкой. Поэтому, по мнению Дарьи Борисовой, нефтехимическим компаниям необходимо задуматься о развитии этого направления.

С другой стороны, считают в McKinsey, «вечный» пластик, а в перспективе и появление материалов-заменителей могут привести с тому, что спрос на традиционные полиолефины будет расти несколько медленнее, чем прежде. И в этом свете успех нефтехимического бизнеса во многом будет определяться широтой продуктовой линейки, а также качеством взаимодействия с клиентами и лояльностью общественности.



Скачать PDF

Другие публикации