«BASF и СИБУР – образец партнерства»

Глава BASF в России и СНГ Кристоф Рёриг рассказывает о том, как международный химический концерн и СИБУР объединяют усилия для устойчивого развития компаний сегодня и в будущем.

«Партнерство BASF и СИБУРа динамично развивается, несмотря на связанные с пандемией трудности: перед компаниями – лидерами нефтехимии стоят схожие вызовы», – отмечает глава BASF в России и СНГ Кристоф Рёриг. В интервью он рассказал, как и почему необходимо внедрять принципы устойчивого развития, в каких отраслях сейчас сосредоточены инновационные усилия BASF и что послужит основой будущих успехов.

– Как развивается сотрудничество между BASF и СИБУРом?

– Я считаю, что отношения BASF и СИБУРа стали образцом партнерства на российском рынке. Мы работаем над их укреплением с 2016 года. Именно тогда стало понятно, что у нашего сотрудничества блестящие перспективы и список совместных проектов будет расти. Это привело к идее создания координационного комитета и регулярных встреч руководителей обеих компаний, причем минимум раз в год мы проводим это мероприятие на самом высоком уровне, где я, как глава BASF в России и СНГ, принимаю участие со стороны концерна, а интересы СИБУРа представляет управляющий директор – руководитель дирекции базовых полимеров Сергей Комышан. На этих собраниях обсуждаются не только текущие задачи операционного взаимодействия, но и дальнейшая стратегия: как развиваются наши бизнесы и как они должны меняться, чтобы соответствовать грядущим вызовам. Мы обмениваемся передовым опытом и учимся друг у друга.

Яркий пример сотрудничества – наш совместный проект по разработке инновационных решений в сфере производства полимеров в исследовательском центре «СИБУР ПолиЛаб»

Яркий пример сотрудничества – наш совместный проект в исследовательском центре «СИБУР ПолиЛаб» в «Сколково» по разработке инновационных решений в сфере производства полимеров. Здесь мы занимаемся созданием современных и экологичных синтетических материалов, которые впоследствии могут быть переработаны. Эти усилия, несомненно, являются весомым вкладом обеих компаний в развитие переработки полимеров в России.

– Как на сотрудничестве отразилась пандемия?

– Безусловно, 2020 год внес коррективы в повестку наших компаний. Мы стали больше общаться онлайн, но это не помешало нам продолжить серию обучающих семинаров на платформе «Бизнес Практики СИБУР», которые изначально планировалось провести в сколковском «ПолиЛабе». В итоге в прошлом году состоялось семь трехсторонних вебинаров, в которых приняли участие более 300 специалистов и экспертов BASF, СИБУРа, а также его клиентов.

К сожалению, из-за пандемии пришлось сместить сроки ряда проектов, намеченных на первую половину 2020 года. Так, в декабре прошлого года BASF и СИБУР подписали соглашение о намерениях по сотрудничеству в сфере устойчивого развития и экономики замкнутого цикла и в качестве первого шага планировали провести семинар в штаб-квартире BASF в городе Людвигсхафен, Германия. Увы, из-за карантина и закрытия международного авиасообщения этому не суждено было сбыться. Впрочем, любую ситуацию можно развернуть в свою пользу: спустя некоторое время семинар состоялся в онлайн-формате и в расширенном составе. В нем приняли участие около 100 человек не только из головных офисов наших компаний, но и из других подразделений по всему миру. Чтобы собрать всех в конференц-зале в привычном формате, потребовались бы существенные усилия, не говоря о немалых расходах: пришлось бы согласовать графики всех участников, обеспечить их авиабилетами, проживанием и питанием.

– BASF c 1992 года следует международной программе Responsible Care («Ответственная забота»), предусматривающей безопасность обращения с химическими продуктами на всех стадиях их жизненного цикла. В 1994 году концерн заявил о приверженности принципам устойчивого развития, а в 2011 году сформулировал девиз «Мы создаем химию для устойчивого будущего». Какие шаги предприняты с тех пор и с какими трудностями пришлось столкнуться?

– Устойчивое развитие – крайне важная для нас тема. Оглянитесь вокруг! Наша продукция используется не только при создании высокотехнологичных материалов для нефтегазовой, авиакосмической, строительной и других индустрий, но и при изготовлении почти всего, что нас окружает в повседневной жизни: автомобилей и общественного транспорта, отделочных и теплоизоляционных материалов, обуви, косметики, продуктов питания – как непосредственно благодаря витаминным и другим пищевым добавкам, так и косвенно благодаря средствам защиты растений. И BASF, и СИБУР – крупные химические компании, поэтому к нам приковано пристальное внимание общественности. Мы просто обязаны быть лидерами по внедрению стратегии устойчивого развития. Наш концерн уже определил ряд продуктов, которые вскоре будут исключены из портфолио, так как они перестают соответствовать потребностям устойчивого развития. По такому же пути идет СИБУР. Это наше общее конкурентное преимущество. Рано или поздно вопросы устойчивого развития встанут перед каждой серьезной компанией.

Разделение бытового мусора – важная составляющая экономики замкнутого цикла.

Активная публичная дискуссия с участием BASF о том, каков должен быть вклад компаний в защиту окружающей среды, началась в Западной Европе еще 25–30 лет назад. Уже пройден немалый путь, и 26 марта этого года концерн опубликовал амбициозный план достигнуть климатической нейтральности в 2050 году. Уже к 2030 году планируется снизить выбросы парниковых газов на 25%, несмотря на скорый запуск крупного производственного комплекса в Китае, и в совокупности снижение наших выбросов с 1990 года составит около 60%, что даже выше поставленной Евросоюзом цели 55%. Разумеется, это потребует серьезных инвестиций в размере 3–4 млрд евро.

2020 год внес коррективы. Мы стали больше общаться онлайн, но это не помешало нам продолжить серию обучающих семинаров на платформе Бизнес Практики СИБУР, в которых приняли участие более 300 специалистов и экспертов BASF, СИБУРа, а также его клиентов

В России еще предстоит многое сделать. Но примеры СИБУРа, «ЛУКОЙЛа», «Газпрома», «Роснефти» говорят о том, что российский нефтегазохимический бизнес успешно движется в этом направлении. Одна из главных трудностей заключается в том, что для реализации значимых проектов в области экономики замкнутого цикла недостаточно доброй воли компаний – нужна выстроенная инфраструктура. Объясню на простом примере: для организации процессов переработки необходим отлаженный сбор сырья. В России пока не очень широко распространена даже простейшая сортировка мусора в домохозяйствах. Вы, скорее всего, слышали, что в Германии в домах стоит четыре мусорных ведра для разного типа отходов? При этом недостаточно просто разделять мусор, его нужно и правильно подготовить: в упаковках порой сохраняются остатки содержимого, что может повлиять на процесс переработки, и в результате получится продукт с иными свойствами, нежели требуются. Поэтому компаниям нужно наладить диалог с обществом, повышать информированность людей и заручиться их поддержкой.

Крайне важен и диалог с властями. Надо отметить, что в законодательной сфере наблюдается существенный прогресс по вопросам, касающимся устойчивого развития. Например, в России в конце 2020 года и начале этого года Президентом и правительством был предпринят ряд мер, направленных на реализацию государственной научно-технической политики в области экологического развития и на существенное сокращение выбросов парниковых газов. Это стимулирует крупные компании активнее внедрять программы декарбонизации.

При этом отсутствие точных юридических определений механического и химического рециклинга и, как следствие, отсутствие законов, которые должны стимулировать компании использовать переработанный пластик для промышленных целей, является серьезным препятствием для расширения нашего проекта ChemCycling во многих странах. Суть этой инициативы, стартовавшей в 2018 году в немецком Людвигсхафене, заключается в том, что наши партнеры перерабатывают пластиковые отходы в пиролизное масло (мы называем его chemoil), которое промышленный комплекс BASF использует в качестве альтернативы ископаемому сырью – нефти или газу.

Завод BASF в Людвигсхафене уже третий год использует пиролизное масло, получаемое из переработанного пластика, в качестве альтернативы ископаемому топливу. Фото: BASF.

– В прошлом году на рынок Германии были выпущены первые коммерческие продукты из вторсырья, переработанного по программе ChemCycling: упаковка для моцареллы, комплектующие для холодильников и т.д. Скоро ли изделия из переработанного пластика появятся на российском рынке?

– Это сложная задача для всех стран, в том числе и России. Производители вторичной упаковки и ее потребители повсеместно сталкиваются с похожими трудностями внедрения рециклинга: необходимостью создания инфраструктуры, недостаточной законодательной базой. Но мы уверены, что не только глобальные, но и местные игроки станут использовать переработанный пластик для создания упаковок. Мы со своей стороны предлагаем на российском рынке ряд решений, в том числе для механического рециклинга пластиков, продукты облегчающие переработку пластиков, такие как жидкий антиоксидант для резины Irganox® 1520 L, модификатор полимера для нетканого полотна Irgatec® CR 76 IC (позволяет производить в т.ч. мельтблаун для фильтрующего слоя медицинских масок), продукцию бренда Chemetall для мойки изделий из ПЭТ и ПЭНД и многие другие.Наши KPI по устойчивому развитию распространяются на всю географию бизнеса BASF: нет такого, чтобы в одном регионе мы стремились их выполнить, а в другом применяли иные стандарты.

26 марта этого года концерн опубликовал амбициозный план достигнуть климатической нейтральности в 2050 году

– Недавно количество промышленных площадок BASF в России изменилось. С чем это связано?

– В сентябре прошлого года мы продали предприятию Lone Star глобальный бизнес по производству строительной химии. В него входят мощности более чем в 60 странах. В результате сделки российские промышленные площадки в Санкт-Петербурге, Подольске, Краснодаре и Казани сменили владельца. Надо отметить, что если бы BASF сохранил этот бизнес, то количество предприятий увеличилось: мы работали над открытием производства в Павловском Посаде, на смежном участке с действующим заводом автомобильных лакокрасочных материалов BASF.

Российское правительство стимулирует импортозамещение, и мы продолжаем поиск подходящих партнеров для реализации местных проектов. Кроме того, мы продолжаем масштабировать уже имеющиеся проекты по локализации.

Еще в 1990-х годах BASF вместе с российской компанией-партнером запустил в Волгограде производство средств защиты растений. У нас была долгая история плодотворного сотрудничества, но, к сожалению, она завершилась по не зависящим от нас и партнера обстоятельствам. Мы нашли нового партнера в Кирово-Чепецке, и с тех пор производство там увеличилось втрое.

Еще один пример: в 2019 году нам удалось совместно с партнером наладить в Дзержинске производство поверхностно-активных веществ, которые служат сырьем для производства косметических средств и бытовой химии.

В 2020 году мы договорились о локальном производстве необходимых нам канистр с плазменным покрытием, которые раньше мы закупали в Европе. Это существенно сократило сроки поставок и углеродный след от транспортировки.

BASF поставляет фермерам средства защиты растений, посевные материалы, а также цифровые решения.

– Расскажите о новых продуктах BASF. Какие проекты будущего сейчас разрабатываются концерном?

– Последнее столетие было временем захватывающих научных прорывов, каждое открытие двигало науку вперед огромными скачками. Сейчас главным стимулом является стремление к устойчивому развитию. Автомобилестроение – отрасль, в которой происходят одни из самых революционных перемен. Сейчас материалы BASF используются при производстве почти каждой автодетали – от пластика салона и приборов до присадок в составе топлива или тормозной жидкости. Инновационные материалы для электрических автомобилей и автопилотов – вот та отрасль, куда необходимо активно инвестировать и где жизненно важно бороться за то, чтобы стать одним из крупнейших поставщиков (например, BASF недавно выпустил материал Ultradur RX, защищающий радарные датчики машин от электромагнитных помех; кроме того, концерн активно участвует в производстве аккумуляторных материалов для автомобильного рынка. – Прим. ред.).

ЕЩЕ ОДИН ПРИМЕР ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ИННОВАЦИИ – СТАРТАП TRINAMIX, ОСНОВАННЫЙ BASF. ЕГО СПЕЦИАЛИСТЫ СОЗДАЛИ ОБОРУДОВАНИЕ РАЗМЕРОМ ЧУТЬ БОЛЬШЕ СМАРТФОНА, ПОЗВОЛЯЮЩЕЕ В СЧИТАНЫЕ МГНОВЕНИЯ РАСПОЗНАВАТЬ И СОРТИРОВАТЬ РАЗЛИЧНЫЕ ПЛАСТИКОВЫЕ ОТХОДЫ

Другая инновационная отрасль – сельское хозяйство. BASF уже стал одним из крупнейших игроков на рынке защиты растений и пищевых добавок для животноводства. Но развитие отрасли подразумевает, что вы не только поставляете средства защиты растений, но и снабжаете фермеров посевным материалом и даже предоставляете цифровые технологии. Концерн активно развивается в этом направлении: скажем, в июле 2020 года BASF приобрел компанию Cloudfarms, разрабатывающую программное обеспечение для управления животноводческими фермами, а также предлагает профильные приложения и программы: например, Scouting позволяет идентифицировать болезни и сорняки по фотографии, а Field Manager создает трехмерную модель фермерского поля и дает рекомендации по его обработке.

Надо отметить, что во всех сферах и на всех рынках присутствия мы постоянно заняты улучшением продукции и наши подразделения в первую очередь являются научно-исследовательскими центрами. Наши эксперты работают над созданием принципиально новых производственных процессов, подразумевающих низкий уровень выбросов CO2. Здесь можно отметить технологию безэмиссионного производства водорода из природного газа, где побочным продуктом станет безопасный и востребованный гранулированный уголь вместо загрязняющего окружающую среду CO2. Другое многообещающее направление концерна BASF – создание методов безэмиссионного производства олефинов, главного промежуточного продукта нефтехимии. Мы тестируем способ получать их более экологично: на основе не нафты, а метана.

В рамках своей Программы декарбонизации, или Программы управления выбросами СО2, концерн направляет значительные усилия на сокращение выбросов парниковых газов на всех этапах производства и планирует наращивать долю возобновляемых источников энергии в своем глобальном энергоснабжении. Сейчас команда специалистов BASF трудится над концепцией печи пиролиза с электрическим нагревом, которая позволит снизить выбросы углерода на 90%.

Еще один пример экологичной инновации, ярко демонстрирующий преимущества цифровых технологий в химической промышленности, – стартап trinamiX, основанный BASF. Его специалисты создали оборудование размером чуть больше смартфона, позволяющее в считаные мгновения распознавать и сортировать различные пластиковые отходы при помощи портативного датчика и мобильного приложения, использующего облачные технологии.

Все эти инновации представляют интерес для СИБУРа, и я думаю, что благодаря им мы найдем новые точки соприкосновения.

Портативный спектрометр trinamiX и мобильное приложение для точного определения и сортировки пластмасс. Фото: trinamiX.

– В декабре 2020 года BASF подписал соглашение с Воронежским государственным университетом (ВГУ). Каких результатов компания ожидает от этого сотрудничества?

– Мы много говорили о продукции, которую производит BASF, но не должны забывать о решающем факторе успеха компании. Это наши сотрудники. У вас могут быть самые инновационные на данный момент продукты, но, если у вас нет сильной команды, вы быстро отстанете от конкурентов. Российские вузы полны умных, полных энтузиазма людей. Благодаря им мы сможем добиваться успеха не только сейчас, но и через десять, двадцать, пятьдесят лет. Университеты – именно то место, где придумывают вещи, способные изменить будущее. Поэтому основные задачи сотрудничества с ВГУ – привлечь мощную научную базу университета к исследованиям и разработкам BASF и подготовить кадры для нашей компании.

Стремление помочь нашим клиентам успешно вести бизнес – главная задача, над которой могут и должны работать все сотрудники компании BASF

Кроме того, мы заключили договор о сотрудничестве с ВГАУ (Воронежским государственным аграрным университетом). Здесь решения и технологии нашего концерна для сельского хозяйства будут изучаться и оцениваться на местном уровне, а также исследоваться на практике. У BASF есть множество средств защиты растений, доказавших свою высокую эффективность в разных частях света, но максимальную пользу российским аграриям они принесут, если адаптировать их к местным условиям: климату, почвам, количеству осадков и т.д.

Эти усилия мы начали еще в середине 2000-х годов: тогда BASF основал АгроЦентр в Белгородской области. По сути, это было большое поле, которое мы возделывали, применяя на разных участках разные технологии. Оно стало не только отличной испытательной площадкой, но и потрясающим инструментом маркетинга. Аграрии приезжали к нам, чтобы воочию увидеть различия: вот здесь урожай защищается знакомыми способами, а тут – с помощью технологий BASF.

– Какие планы у BASF на ближайшее будущее?

– Один из основных вызовов, стоящих перед BASF сейчас, – демография. Может быть, я и чувствую себя на 25 лет, но, к сожалению, на самом деле мне скоро 60. И таких, как я, в концерне немало. Думаю, в течение ближайших четырех-пяти лет довольно много наших сотрудников выйдут на пенсию, а значит, нам нужно подготовить преемников. Как и во всем мире, здесь, в России, нам крайне важно выявить потенциальных лидеров, предоставить им возможности для роста, обучения и развития, а также пополнить команду за счет привлечения лучших кандидатов, выходящих на рынок труда.

Концерн повсеместно внедряет единые стандарты лидерства и кодекс поведения, а также следит за равенством возможностей для соискателей в любой стране и приветствует международные перемещения наших сотрудников. Для достижения нашей глобальной цели – 30% женщин на руководящих должностях к 2030 году – мы реализуем специальные программы, где женщины могут пообщаться с коллегами-менторами и внешними тренерами. А для общего хорошего самочувствия в коллективе создаем благоприятные условия для поддержания баланса личной и профессиональной сфер: предоставляем возможность работать удаленно, доставляем необходимое оборудование, обеспечиваем качественным медицинским страхованием и социальным пакетом.

Вторым пунктом отмечу, что мир все больше становится цифровым. В BASF ведется множество проектов по разработке и внедрению новых цифровых инструментов во всех сферах деятельности. Конечно, это касается и продаж. В апреле прошлого года BASF открыл свой первый в России онлайн-магазин средств защиты растений.

В-третьих, мы должны и дальше доказывать делом, что прежде всего для нас важен клиент, что конечная цель всех идущих в компании процессов – максимально полно соответствовать его потребностям. Стремление помочь нашим клиентам успешно вести бизнес – главная задача, над которой могут и должны работать все сотрудники компании BASF. Если благодаря нашим продуктам клиенты становятся успешнее, они склонны отдавать нам предпочтение как поставщику, а значит, наши результаты растут. Совместно с клиентами мы вносим свой вклад в развитие мира, обеспечивая надежное будущее с лучшим качеством жизни для каждого.


Скачать PDF

Другие публикации