Бизнесу нужна открытая экономика

Дмитрий Конов принял участие в экспертной сессии Гайдаровского форума, посвященной внешнеэкономическому развитию России.

В дискуссии приняли участие ректор Всероссийской академии внешней торговли Минэкономразвития Сергей Синельников-Мурылев, министр экономического развития России Максим Решетников, председатель совета директоров ПАО «Северсталь» Алексей Мордашов и председатель правления СИБУРа Дмитрий Конов.

Максим Решетников

«Экспорт и импортозамещение – взаимодополняющие стратегии. Импортозамещение дополняет российскую экспортно ориентированную экономику, а производство реально конкурентного на международном рынке продукта невозможно без импорта».


Открывая обсуждение, Сергей Синельников-Мурылев отметил, что открытая экономика гораздо более конкурентная, чем закрытая. При выходе на внешние рынки российские экспортеры конкурируют с международными корпорациями, что делает первых более эффективными по сравнению с компаниями, работающими лишь на внутренний рынок. Согласно исследованиям, эффективность экспортеров на 15–30% выше. Однако, по его мнению, и импорт так же важен для конкуренции: если его нет или что-то ему угрожает, эффективность производителей снижается.

Продолжая обсуждение темы, Максим Решетников сказал, что без развития экспорта Россия не выйдет на целевой показатель экономического роста в 3%. По его словам, основной драйвер роста в России – внутренний рынок. Но экспорт необходимо наращивать, так как без него не будет инвестиций и роста реальных доходов. Делать это придется в более жестких условиях в связи с ростом протекционизма, обусловленным торговыми войнами между крупнейшими экономиками, пандемией COVID-19 и, как следствие, уязвимостью цепочек добавленной стоимости. По мнению министра, экспорт и импортозамещение – это взаимодополняющие стратегии. Импортозамещение дополняет российскую экспортно-ориентированную экономику, а производство реально конкурентного на международном рынке продукта невозможно без импорта.

Председатель правления СИБУРа Дмитрий Конов уверен, что СИБУРу экспорт необходим: у компании в этой сфере большой ресурс развития, но с точки зрения внутреннего потребления «страна не так велика». Импорт играет значительную роль в проектах компании, особенно в части нового технологического строительства. СИБУР за последние 10 лет инвестировал более 20 млрд долл. в новые мощности в России, продолжил Конов. Это вложения в определенное оборудование, которое импортируется в страну и без которого создание современных производственных мощностей было бы невозможно. Одновременно с этим за последнее десятилетие СИБУР почти полностью заместил импорт полимерной продукции на отечественном рынке, отметил спикер.

Дмитрий Конов

«Противоречия между стратегиями развития экспорта и импортозамещения нет: и то и другое – проверка на конкурентоспособность. Не имея опыта в различной конкурентной среде, невозможно понять, как выстраивать стратегию компании, что необходимо улучшить».


Противоречия между стратегиями развития экспорта и импортозамещения нет: и то и другое – проверка на конкурентоспособность. Не имея опыта в различной конкурентной среде, невозможно понять, как выстраивать стратегию компании, что необходимо улучшить, считает Конов. Кроме того, большая часть российского экспорта – сырьевая, а СИБУР активно развивает несырьевой экспорт и считает это одной из основных задач, объяснил он.

С Дмитрием Коновым согласился и председатель совета директоров ПАО «Северсталь» Алексей Мордашов. По его мнению, экономика России самым теснейшим образом интегрирована в мировую: примерно 50% ВВП образуется во внешнеэкономических операциях. Однако, если российская компания хочет быть рентабельной, создавать конкурентоспособный продукт с низкими издержками и высокого качества, она должна использовать лучшие мировые достижения. Поэтому, чтобы быть эффективным экспортером, нужен эффективный импорт, отметил он.

Также участники дискуссии обсудили вопрос участия государства в развитии внешнеэкономической деятельности.

Дмитрий Конов сказал, что у государства и бизнеса далеко не всегда одинаковые цели. Например, очевидно, что государство сталкивается с задачей развития определенных сегментов российской экономики в области машиностроения и оборудования. А задача бизнеса – максимально быстро и эффективно, с минимальными рисками создать производство, которое будет глобально конкурентоспособным. И здесь существует противоречие, обусловленное временными перспективами.

Алексей Мордашов

«Российские компании заинтересованы в развитии внутреннего машиностроения и не хотят оставаться зависимыми от импорта. Но все это должно быть сбалансировано, нужны тонкие настройки, позволяющие внутреннему производству встать на ноги и развиваться».


Кроме того, государство должно поддерживать отрасли, которые развиваются и инвестируют, с другой – оно не может оставлять без внимания те, которые сегодня в какой-то степени отстают, создавая условия дополнительного потребления с целью развития отстающих, объясняет спикер.

Выбор экономического эффекта и формы – большая совместная работа государства и предприятий, чтобы не только поддержать, но и стимулировать развитие отраслей и экспорта, при этом создавая благоприятные условия для внешней торговли, а не наоборот, заключил Конов.

По мнению Алексея Мордашова, очень важно, чтобы госрегулирование не нарушало рынок и конкурентную среду. Российские компании заинтересованы в развитии внутреннего машиностроения и не хотят оставаться зависимыми от импорта, но все должно быть сбалансировано, нужны тонкие настройки, позволяющие внутреннему производству встать на ноги и развиваться, заключил Мордашов.

Скачать PDF

Другие публикации