Рынок каучуков: через кризис к росту

Пережив встряску отрасли в 2020 году, производители каучуков ожидают восстановления мирового рынка и надеются на господдержку.

Для производителей синтетических каучуков, как и для всей нефтехимии, минувший год оказался сложным. Рынок штормило, закрывались заводы, рвались логистические цепочки. Ситуация усугублялась тем, что в 2019 году производство синтетического каучука (СК) в России уже сокращалось: объем выпуска всех видов СК снизился на 5%, до 1318 тыс. т, а потребление – на 16%, до 394 тыс. т. Положение было непростым, даже несмотря на рост средней цены на СК: она увеличилась на 3% в связи с повышением стоимости натурального каучука и углеводородного сырья.

Синтетические каучуки.

Рынок накануне пандемии

По автопрому, где сосредоточены основные потребители каучуков, коронавирус ударил в первую очередь. По данным агентства ГК «Финам», в Китае продажи новых автомобилей упали на 80%, в Германии – на 61,7%, во Франции – на 88,8%, в Испании – на 96,5%, в Великобритании – на 97,3%, в Италии – на 97,6%. В России эта цифра тоже оказалось значительной: продажи новых легковых и коммерческих автомобилей в апреле сократились на 72,4% по сравнению с прошлым годом. И если во время обычного кризиса действующий парк эксплуатируется, а плановая замена шин сглаживает провалы спроса, то многочисленные локдауны 2020-го перекрыли и этот канал дохода.

Цех по инспекции качества вулканизации, ПАО «Нижнекамскшина». Фото: Максим Богодвид/РИА Новости

Если за первые восемь месяцев 2020 года производство покрышек и резиновых камер в России сократилось на 14,2% по отношению к аналогичному периоду прошлого года, то снижение производства каучуков составило всего 1,2%

В период с марта по май вынужденно простаивали гиганты: Continental, Goodyear, Bridgestone, Pirelli, Cooper Tire, Hankook, Nokian Tyres – более 110 шинных заводов по всему миру. Нарушение логистических цепочек привело к затовариванию складов. Для российских производителей падение спроса не стало шоком – еще в 2019-м производство шин в нашей стране сократилось на 10%. Если в 2018 году РФ производила 67,5 млн ед. продукции, то в 2019-м всего 60,5 млн единиц. Тогда на ситуацию сильно повлияла торговая война между США и Китаем, в результате чего Поднебесная переключилась на новые рынки сбыта. Однако для отечественного производства это послужило ценным уроком, который заставил мобилизоваться перед испытаниями 2020 года.

Антикризисные меры

Вслед за падением спроса на продукцию шинных предприятий начали испытывать затруднения смежные отрасли. Производители синтетических каучуков, для которых шинные компании являются основными потребителями, были вынуждены снижать загрузку и сдвигать сроки ежегодных капитальных ремонтов на более ранние. Уже в марте, по данным Американского совета по химии (АСС), выпуск синтетических каучуков в мире сократился на 6,6%. Российский сегмент рынка эластомеров экспортно ориентирован: ежегодно от 70 до 90% видов каучуков отправляется за рубеж. Поэтому резкое снижение спроса российские компании почувствовали достаточно быстро.

На Красноярском заводе синтетического каучука.

В начале кризиса отечественные эксперты пессимистично оценивали перспективы рынка. Специалисты прогнозировали снижение спроса как минимум на 300–400 тыс. т, а на возвращение до уровня 2019 года отводили не менее двух лет. Однако уже к середине года стало ясно, что ситуация не столь безвыходна. Так, по данным Росстата, если за первые восемь месяцев 2020 года производство покрышек и резиновых камер в России сократилось на 14,2% по отношению к аналогичному периоду прошлого года, то снижение производства каучуков составило всего 1,2%.

Ситуацию комментируют представители ГК «Титан»: «Потребление синтетических каучуков внутри страны снизилось, и многие производители зафиксировали начало затоваривания. В России в течение года цены на синтетический каучук колебались, однако не рухнули: сначала они действительно пошли вниз, потом начали медленное восстановление. В наиболее тяжелый период «первой волны» пандемии весной 2020 года было принято решение не останавливать производство. Март и апрель предприятие прошло на высоких нагрузках, а в мае в регламентированные сроки на заводе «Омский каучук» выполнили плановый остановочный ремонт. ГК «Титан» переориентировалась на внешние направления. Снижение цен на углеводородное сырье в первой половине года позволило сделать продажи за рубеж омского синтетического каучука более рентабельными».

Производство нитриловых перчаток.

До пандемии потребность в нитриловых перчатках в России составляла 1–1,2 млрд пар, но за два месяца она увеличилась до 4 млрд

Во многом отечественную резину спасали смежные отрасли промышленности: лакокрасочные материалы, строительство, медицина. COVID-19 стимулировал спрос на каучук со стороны производителей медицинских изделий и перчаток: до пандемии потребность в нитриловых перчатках в России составляла 1–1,2 млрд пар, но за два месяца она увеличилась до 4 млрд. В Самаре было запущено первое в России производство нитрил-бутадиеновых перчаток. Планируется, что в ближайшее время завод будет работать на латексе СИБУРа.

Многие предприятия переквалифицировались на дорожную отрасль. Рассказывает генеральный директор АО «Воронежсинтезкаучук» Илья Корженовский: «В 2020 году мы запустили расширенное производство термоэластопластов (ТЭП), увеличив его мощность с 50 до 100 тыс. т. За счет четкого соблюдения всех этапов и понимания, где можно ускориться, удалось начать тестовый выпуск в январе прошлого года. В результате строительно-монтажные работы завершились практически на квартал раньше – по плану мы должны были закончить их в марте и приступить к пуску в апреле. Этот временной лаг оказался, с учетом предстоящей пандемии, судьбоносным. Я с содроганием думаю о том, что было бы, если бы мы остались в прежних временных границах.

«Воронежсинтезкаучук» в 2020 году запустил расширенное производство термоэластопластов. Фото: Алексей Сазонов/РИА Новости

Строительство производства ТЭП было очень правильным решением. Сырье для них и каучуков одно и то же, а продукция потребляется разными сегментами. Каучуки – это в основном шины и резинотехнические изделия, а ТЭП – дорожное и кровельное строительство, обувная промышленность. И за счет такой диверсификации портфеля мы обеспечили себя нормальным потреблением, что оказалось стратегически важным в период пандемии. Строительство в 2020 году почти не останавливалось ни в России, ни в Европе, и потребление в данном сегменте оставалось на высоком уровне. Термоэластопласты хорошо востребованы в мире – это сырье позволяет существенно улучшать качество дорог, кровли, обуви, делая их прочными, износостойкими.

Год был непростой, но точно не провальный. Безусловно, мы почувствовали на себе общие рыночные тенденции. И глобальные тренды не могли не повлиять на нас. Наши основные потребители – крупнейшие мировые холдинги – вслед за европейскими заводами начали останавливаться. Здесь стоит отметить грамотную работу команды продаж СИБУРа. Из-за европейского локдауна была пересмотрена география поставок. Мы отгружали каучуки в азиатском направлении: в Китай, Индию. И при этом все время работали на высокой загрузке».

СИБУРу удалось перераспределить объем синтетических каучуков на другие рынки.

Попутно цены на СК серьезно подстегнул неурожай природного продукта. В 2020 году урожай натурального каучука снизился на 7%, а производство на 8,7%

Ситуация на рынке развивалась достаточно быстро и требовала от игроков оперативной реакции. Об этом рассказывает Тамаш Пуштай, менеджер по продажам синтетических каучуков венского офиса SIBUR International: «Нам удалось сохранить свои позиции на основных рынках и расшириться на новые направления. Несмотря на то что последствия пандемии были ужасными, они принесли нам и некоторые новые преимущества. В частности, возможность перенаправлять потоки в зависимости от потребностей рынка. Ограничения в Европе были объявлены позже, чем в азиатском регионе, конкуренция была менее жесткой из-за меньшего объема импорта из Азии, поэтому мы смогли достичь хороших показателей продаж как по объему, так и по марже. Кроме того, когда произошло обратное, мы быстро адаптировались и в течение нескольких недель смогли перераспределить значительный объем SBS-полимеров (стирол-бутадиен-стирол) на китайский рынок, где раньше вообще не были представлены. В 2020 году мы начали находить клиентов на североамериканском рынке, результаты пока что хорошие, а перспективы многообещающие. В настоящее время наши усилия сосредоточены на развитии американского рынка для СБС и индийского рынка для промышленных каучуков».

Восстановление

После первого шока цены на рынке каучуков восстановились достаточно быстро. Если в мае они приближались к нулевым отметкам, то уже в октябре в Китае цены на бутадиен и каучук выросли до годовых максимумов. Подорожание сырья закономерно повлекло за собой и повышение стоимости продукции. Такой резкий скачок эксперты связывают с быстрым восстановлением спроса на фоне закрытия многих производств, а также снижением урожая натурального каучука, которое в 2020 году составило 7%. Третий фактор, повлиявший на повышение цен, – рост нефтяных котировок.

Валентин Котломин, руководитель направления Консалтинг, Нефтегазохимия, СНГ агентства Argus: «C III квартала прошлого года действительно началось восстановление спроса на каучук. Потребители увеличивают закупки и выпуск продукции. В начале 2021 года мы наблюдали обратный рост спроса, но он был обусловлен определенной нехваткой сырья, вызванной неравномерным выходом из кризиса производителей сырья и производители каучуков. На перспективы 2021 года мы смотрим оптимистично. Восстановление экономик в различных регионах подтянет за собой спрос на нефть, нефтепродукцию в целом и каучук в том числе. Но 2020 год позволил производителям извлечь из ситуации определенные уроки. Например, понять, что гибкость производства может стать спасением для предприятия. В прошлом году сегмент каучуков для медицины по понятным причинам испытывал скачкообразный рост спроса».

Сбор натурального каучука в Таиланде.

В 2021–2022 году ЕС планирует включить в систему торговли квотами лимит на выброс СО2, что, несомненно, отразится на расстановке сил экспортеров

Более осторожный прогноз дает Андрей Костин, руководитель Центра отраслевых исследований: «Считать, что все восстановилось к концу года – определенная степень заблуждения. Обычно судят по двум параметрам: цены на натуральный каучук и объем производства в Китае. Они действительно положительны, но тому есть объяснение. Натуральный каучук сильно интегрирован в сельскохозяйственные процессы. И как сейчас мы наблюдаем пиковый рост цен на продовольственные товары, вызванный печатанием денег, снижением ставок и другими антикризисными мерами, так же мы видим, как растет в цене натуральный каучук. Китай, и в том числе его автопром, начал восстанавливаться еще до того, как все остальные просто свалились. Если же смотреть на спотовые контракты в Европе, там ослабления не произошло до сих пор. В автомобилестроении Европы и США ситуация тяжелая и сегодня. Для России, как экспортера каучуков, Китай не единственный рынок и даже не главный. Нам все равно важны европейские цены, а они очень зависят от цен на сырье, которые пока показывают неустойчивый рост. Я думаю, о восстановлении можно будет говорить к концу I квартала, но не раньше».

В ожидании господдержки

Интересно, что сами промышленники также смотрят на восстановление показателей отрасли со сдержанным оптимизмом. И отмечают, что содействие правительства в данном сегменте все равно окажется не лишним. Еще в начале июня вице-премьер России Юрий Борисов предложил в качестве меры господдержки производителей синтетических каучуков закупать их продукцию в Росрезерв. По его словам, федеральное агентство можно использовать как демпфирующий механизм, выкупая у производителей СК для производства шин. При этом по истечении двух лет компании будут выкупать свою продукцию на 5–6% дороже.

Рабочий визит Владимира Путина на ЗапСибНефтехим.

В декабре при посещении Владимиром Путиным ЗапСибНефтехима глава СИБУРа Дмитрий Конов также указал на необходимость господдержки для отечественной отрасли СК. Министр финансов Антон Силуанов сообщил, что ведомство готово проработать вопрос и может направить около 3 млрд руб. на поддержку отрасли. Как недавно уточнил замминистра финансов Алексей Сазанов, на данный момент в Минфине обсуждают поддержку российских производителей каучука в форме введения отрицательного акциза.

Взгляд в будущее

Международная группа по изучению каучука (IRSG) прогнозирует в 2021 году значительное восстановление мировых рынков натурального и синтетического продукта. Согласно ее отчету, в 2020 году общий спрос на каучук снизился на 8%, до 26,5 млн т. В 2021-м эксперты предрекают рост общего мирового спроса на каучук на 7%.

Однако восстановление спроса несет рынку новые вызовы. В 2021–2022 году ЕС планирует включить в систему торговли квотами лимит на выброс СО2, что, несомненно, отразится на расстановке сил экспортеров. Многие отечественные производители уже учитывают потенциальные расходы на углеродный сбор. 

Снижение углеродного следа — новая задача производителей.

В СИБУРе задолго до этих изменений начали просчитывать возможности снижения углеродного следа. Компания ежегодно вкладывает сотни миллионов рублей в обновление насосного, трубопроводного, емкостного парков. На многих площадках устанавливается новейшее оборудование по утилизации выбросов. Новый налог будет распространяться не только на конечный продукт, но и на все этапы его производства и эксплуатации. Поэтому новые мощности холдинга ориентированы на «зеленые» марки каучуков, которые снижают коэффициент трения качения и, как следствие, потребление топлива.

Скачать PDF

Другие публикации