«Фантастик пластик»

Проект Московского музея дизайна «Фантастик Пластик» представил 13 дизайнерских предметов из переработанных отходов.

Второй выставочный проект Московского музея дизайна «Фантастик Пластик» показывает, что использованные полимерные бытовые предметы не только мусор. В экспозиции представлено более 300 объектов, созданных из переработанного и вторично использованного пластика. После вынужденного перерыва, вызванного второй волной пандемии коронавируса, выставка, в которой принимают участие 40 зарубежных и российских дизайнеров, вновь открылась 21 января и продлится до 30 мая 2021 года. Ниже мы рассказываем о наиболее ярких экспонатах проекта.

В экспозиции представлено более 300 объектов, созданных из переработанного и вторично использованного пластика

1. Сумки Polyarus

Александра Полярус, дизайнер и основательница бренда Polyarus, в 2018 году делала проект с компанией Adidas. После чемпионата мира по футболу у Adidas осталось 2 тыс. кв. м баннеров, которые хотели использовать вторично. Так появились шоперы Polyarus из переработанных рекламных растяжек.

Фото: polyarus.store

2. Военно-морской стул № 111

Emeco — американская компания по производству стульев, большая часть которых изготавливается из переработанных материалов вручную. История предприятия уходит корнями в 1944 год, когда был спроектирован первый «Военно-морской стул» (Navy Chair) для ВМС США. Тогда модель выпускалась из переработанного алюминия, ведь в ходе Второй мировой войны этот материал стал дефицитным. Признанный иконой дизайна «Военно-морской стул» производится до сих пор. В 2010 году компания Coca-Cola предложила Emeco сотрудничество, чтобы уменьшить количество пластиковых бутылок, попадающих на свалки. В результате появилась новая модель этого стула из пластика. На каждый стул уходит 111 использованных бутылок из полиэтилентерефталата (ПЭТ). С момента презентации модели продано более 270 тыс. стульев, для которых переработано около 30 млн бутылок.

Фото: mondo.cl

3. Кроссовки Futurecraft и Primeblue

Немецкая корпорация Adidas совместно с Parley (общественное движение, которое хочет изменить потребительское отношение людей к планете, сформировать экологическую сознательность через образование и взаимодействие) в 2020 году представили экологичную коллекцию спортивной одежды PrimeBlue. Это спортивные топы, футболки, легинсы, шорты и кроссовки из переработанного материала, который содержит 50% океанского пластика.

В 2019 году большинство футболок и кроссовок Adidas было изготовлено по экологически рациональным технологиям, а в некоторых специальных коллекциях, созданных в сотрудничестве с Parley, все изделия на 75% состоят из вторичного полиэстера

На протяжении многих лет Parley ведет активную деятельность по очистке океанских вод и сотрудничает с коммерческими фирмами, подыскивая применение собранному пластику.

Adidas, принявшая на себя обязательство снижать вред, наносимый их производством природе, также применяет вторичное использование материалов. В 2019 году большинство футболок и кроссовок Adidas было изготовлено по экологически рациональным технологиям, а в некоторых специальных коллекциях, созданных в сотрудничестве с Parley, все изделия на 75% состоят из вторичного полиэстера.

Фото: parley.tv

4. Коллекция одежды «Сырье для защиты океанов» Bionic

Bionic производит высококачественные ткани и полимеры из пластика, собранного в разных водоемах и на их берегах. Разработанная компанией «бионическая пряжа» (Bionic Yarn) универсальна: ее можно использовать как самостоятельную нить или в составе тканей для чемоданов, ковров, обуви, автомобилей, купальников, веревок и других изделий. Bionic сотрудничает с такими брендами, как Timberland, Hunter Douglas, Moncler и Chanel. Рэпер Фаррелл Уилльямс, по совместительству креативный директор Bionic, создал несколько коллекций для нидерландского бренда G-Star RAW. Название джинсовой коллекции 2015 года — «Сырье для защиты океанов» (RAW for the Oceans) — обыгрывает само название марки. Все эти модели сшиты из «бионической пряжи» с высоким содержанием переработанного океанического пластика.

Фото: g-star.com

5. Скейтборды из переработанных рыболовных сетей Bureo

Компания Bureo сотрудничает с рыбаками, живущими на побережьях Южной Америки, и превращает выброшенные рыболовные сети в качественные потребительские товары: скейтборды, солнцезащитные очки, элементы настольных игр, мебель и многое другое. Исследования показали, что неводы и сети составляют 10% океанского пластика и представляют серьезную угрозу для морских обитателей и подводных экосистем. Производственный процесс в Bureo начинается со сбора утилизируемых рыболовных сетей силами чилийских прибрежных общин. Сырье очищается и сортируется по типам. Подготовленные материалы измельчаются и сплавляются в гранулы, которые затем формуются, становясь новым продуктом. В партнерстве с Carver компания Bureo разработала два скейтборда. Их деки полностью изготовлены из сетей. Для производства модели Minnow Cruiser требуется около 3 кв. м вторсырья, для Ahi Performance Cruiser — приблизительно 5 кв. м.

Фото: facebook.com/BureoSkateboards

6. Переработанный нейлон Econyl

Под маркой Econyl производится революционный материал для индустрии моды и дизайна интерьеров — регенерированный нейлон, или эконил. Из этих нитей, идентичных первичному брендированному нейлону, получаются чрезвычайно прочные купальники, сумки и ковры. Известные марки, среди которых Prada, Burberry, Adidas и H&M, используют восстановленный нейлон для создания продуктов, которые можно без потери качества перерабатывать снова и снова. Первый этап производства эконила — сбор отходов: рыболовных сетей, ковровых покрытий, тканей и промышленного пластика по свалкам всего мира, из морей и океанов. Вторсырье сортируется и очищается, чтобы извлечь из него максимум нейлона, а благодаря интенсивному процессу регенерации нейлоновые отходы возвращаются к исходному уровню чистоты. Каждые 10 тыс. т нитей Econyl позволяют сэкономить 70 тыс. барр. нефти и сократить выбросы углекислого газа в атмосферу на 57,1 тыс. т.

Фото: pradagroup.com

Галина Лаврина (дизайнер и экоактивист) сама изготовила машину по плавке пластика. В качестве сырья в ней используются полиэтиленовые пакеты. Методом сплавки из них производятся дождевики, панамы, зонты, рюкзаки и даже мебель

7. Дождевики Plastic Doom

Галина Ларина — графический дизайнер, иллюстратор, исследователь, экоактивист и создатель бренда Plastic Doom, который специализируется на вторичном использовании полиэтиленовых пакетов для создания новой функциональной одежды, аксессуаров и предметов интерьера. Основные идеи бренда — осознанное потребление, переработка отходов и разумное отношение к природным ресурсам. Галина сама изготовила машину по плавке пластика. В качестве сырья в ней используются полиэтиленовые пакеты, собранные в общественных заведениях. Методом сплавки из них производятся дождевики, панамы, зонты, рюкзаки и даже мебель. Первая коллекция дизайнера была показана на территории креативного пространства «Хлебозавод» в Москве, после чего стала частью выставки Wearable Expressions в Калифорнии. Созданные в рамках проекта изделия также экспонировались в Лос-Анджелесе (США), Тбилиси (Грузия) и Эйндховене (Нидерланды).

Фото: instagram.com/plasticdoom

8. «Народный павильон» Overtreders W и Bureau Sla

Главным местом встреч и центральной дискуссионной площадкой на Голландской неделе дизайна в 2017 году стал «Народный павильон» (People’s Pavilion). Получив заказ на проектирование объекта, Overtreders W и Bureau SLA (голландские архитектурные бюро) предложили неординарный подход к «зеленому строительству». Все материалы, необходимые для создания павильона площадью 250 кв. м, взяли в аренду на девять дней. Принцип «100% взаймы» предполагал, что детали нельзя ни привинчивать, ни склеивать, ни сверлить, ни пилить: они должны были вернуться к хозяевам неповрежденными. Детали скреплялись между собой ремнями и стальными лентами. Черепицу изготовили из бытовых пластиковых отходов по собственному проекту Bureau SLA и Overtreders W. «Народный павильон» тем самым открывает новые перспективы в «зеленой архитектуре»: выразительный дизайн в нем сочетается с формированием новых социальных партнерств и применением технологий интеллектуального строительства.

Фото: archdaily.com

Проект Буляш Тодаевой Press Plastic — пресс для переработки пластиковых отходов в листовой материал — стал победителем конкурса Lexus Design Award Russia Top Choice 2020

9. Пресс для переработки пластиковых отходов

Буляш Тодаева — промышленный дизайнер, инженер в области устойчивого развития, сооснователь студии Birzha и автор zerowaste.lab. Проект Тодаевой Press Plastic — пресс для переработки пластиковых отходов в листовой материал — стал победителем конкурса Lexus Design Award Russia Top Choice 2020. Цели проекта — разработка технических и организационных решений на предприятиях для перехода к экономике замкнутого цикла, минимизация отходов производства. В экспозиции представлены готовые изделия — результат экспериментов с переработанным пластиком: мебель, аксессуары и прочие предметы искусства и дизайна.

Фото: misis.ru

10. Мебель и светильники из отработанного нейлона Hot Wire Extensions

Молодой экологичный бренд, основанный в Лондоне швейцарским дизайнером Фабио Андри, внедряет совершенно новый способ производства на базе своих экспериментов с материалами и методами проектирования. В этом процессе участвует отработанный нейлоновый порошок — отходы выборочного лазерного спекания (SLS) при 3D-печати. Обычно он используется несколько раз, а потом выбрасывается.

Внутрь контейнера, заполненного смесью кварцевого песка и нейлонового порошка, помещают нихромовую проволоку. Через нее пропускают электрический ток — нейлон оплавляется и принимает заданную форму. Так сыпучее вещество превращается в твердый, безупречно спаянный материал, подобный кости. Эта технология открывает безграничные возможности для создания объектов самых разных форм, размеров и назначения. Hot Wire Extensions делает мебель, светильники, скульптуры и пространственные инсталляции, а также выполняет специальные заказы. Среди клиентов Фабио Андри — государственные учреждения, галереи дизайна, магазины и частные лица.

Фото: hotwireextensions.com

На изготовление одной скамейки ХХХ, разработанной по заказу муниципалитета Амстердама, уходит ровно столько пластиковых отходов, сколько производит в год среднестатистическая пара амстердамцев

11. Проект The New Raw «Напечатай свой город»

Проект «Напечатай свой город» исследовательской дизайн-мастерской The New Raw (Роттердам) — эксперимент по использованию пластиковых отходов при проектировании городского пространства. Само название проекта призывает к действию, объединяет людей с целью совместной переработки пластика и превращения его в сырье, из которого посредством 3D-печати производится мебель для общественных мест.

Все предметы эргономичны и оснащены дополнительными функциями — предусматривают, например, велопарковку. Первым продуктом, выпущенным в рамках проекта, стала скамья ХХХ, разработанная по заказу муниципалитета Амстердама. На изготовление одной скамейки уходит ровно столько пластиковых отходов, сколько производит в год среднестатистическая пара амстердамцев. Кроме того, проект продемонстрировал свой потенциал в Салониках (Греция) в рамках акции «Безотходное будущее», организованной компанией Coca-Cola. Мастерская The New Raw представила там инсталляцию из предметов уличной мебели.

Фото: thenewraw.org

12. Коллекция одежды Rethinking

В рамках проекта Rethinking Джейкоб Якубов — художник, галерист и основатель бренда Who I am — исследует потенциал переработанных материалов. Rethinking («Переосмысление») — так называлась проходившая в его галерее выставка, где были представлены скульптуры Катерины Садовски и Лилии Ли-Ми-Ян, а также капсульная коллекция одежды, созданная художницами совместно с Who I am. Вещи из этой коллекции частично или полностью изготовлены из вторсырья. Активно применялся синтетический материал Biflex из переработанных волокон: из него сделаны платье и комбинезон. Прозрачный плащ выполнен из вторичной ПЭТ-пленки. Рубашка и платье из органзы декорированы пайетками из ПЭТ-листов: такие обычно используют для наружной рекламы. Проект Rethinking побудил художников обратиться к новым для них материалам, и в этом контексте пластик воспринимается уже не как проблема, а как ресурс для творчества.

Фото: instagram.com/jacubov

13. Часы, наполненные океаническим микропластиком

Нил Броди с 2016 года использует вторичный пластик, преобразованный в авторский материал — «океанский терраццо». Материал этот производится по той же технологии, что и обычный терраццо, но вместо гранитной или мраморной крошки Нил утапливает в смолу сотни крошечных кусочков пластика. Так он создает покрытия для своей коллекции мебели.

Фото: brodieneill.com

Источник

Фото обложки статьи: Юрий Кочетков/EPA/ТАСС

Скачать PDF

Другие публикации