«У нас есть что упаковать»

Владимир Руш, президент компании «ПолиЭР», – о высокоскоростных линиях, интуиции и неожиданных способах использования пластиковых контейнеров.

Компания «ПолиЭР» начинала бизнес с торговли упаковкой из самых разных материалов, а потом запустила свое производство полимерной упаковки. Почему вы выбрали именно полимеры?

Компания «ПолиЭР» была создана в 2000 году в Ярославской области. На сегодняшний день предприятие перерабатывает около 3 тыс. т пластика в месяц, производя 600 т полимерной ленты и свыше 300 млн шт. упаковочных контейнеров. В компании работают более 500 человек, производственная площадка расположена на площади в 40 тыс. м2.

С одной стороны, это можно назвать интуицией, с другой – правильной оценкой рынка. С 1993 и до 2000 года мы действительно занимались продажей очень широкого ассортимента упаковки, включая картон, фольгу, пластик, и имели возможность сравнить спрос на разные ее виды. Мы решили, что развитие торговых сетей обеспечит увеличение спроса на пластиковую упаковку. Так и произошло.

В 2000 году мы запустили собственное производство полимерной упаковки, начав с эксплуатации экструдера фирмы «Большевик». С его помощью нам удавалось перерабатывать 60 кг полистирола в час (тогда мы делали полистирольную ленту для термоформования, которую использовали молокозаводы).

Сегодня мы выпускаем изделия из полипропилена (40% объема производства), ПЭТ (40%) и полистирола (20%). Наша продукция – это прежде всего формованные изделия (порядка 300 млн штук в месяц) и все те же ленты для термоформования.

Расскажите поподробнее о вашей производственной площадке.

Сейчас у нас 10 экструзионных и 24 формовочных линии. Оборудование в основном итальянское и немецкое (в меньшей степени – канадское). Оснащение предприятия новой техникой мы активно вели с 2008 года, поэтому сейчас оно полностью соответствует всем европейским стандартам качества и производительности.

Как вы пережили кризис 2014 года?

Несмотря на кризис, мы продолжали инвестировать средства в развитие компании и закупать новое оборудование. Кстати, именно в это сложное для экономики время мы открыли новое направление по ПЭТу. Так что кризис мы пережили в целом нормально. В прошлом году рост доходов «ПолиЭРа» от реализации продукции составил порядка 23%, а по прибыли – даже больше.

Территория производственной площадки «ПолиЭР» в Переславле-Залесском.

«Я считаю, что одно из главных наших преимуществ – это сильная команда. Все наши сотрудники заинтересованы в развитии предприятия и вовлечены в это развитие».

Эти средства пойдут на дальнейшее развитие?

Безусловно. В этом году мы собираемся потратить на эти цели порядка 400 млн рублей. В первую очередь средства пойдут на увеличение площади складских помещений – с 10 до 15 тыс. м2 . Также в этом году мы запустим новый производственный корпус, где будет установлена экструзионная линия по ПЭТу и две формовочные линии. По нашим прогнозам, эти улучшения позволят компании иметь двузначные цифры роста как минимум в течение трех следующих лет.

Как думаете, в чем залог успеха вашей компании?

Я считаю, что одно из главных наших преимуществ – это сильная команда. Все наши сотрудники заинтересованы в развитии предприятия и вовлечены в это развитие. Например, во время проведения Олимпийских игр в Сочи мы были их лицензиатами – делали для Олимпиады пластиковую посуду с эмблемами и логотипами. Мы решили, что сотрудникам нужно собственными глазами увидеть участие компании «ПолиЭР» в этом важнейшем для страны проекте, и выдали путевки на посещение соревнований различных спортивных дисциплин. Я думаю, что возможность посмотреть на такой большой успех, к которому имела отношение компания, очень хорошо мотивирует людей на дальнейшие свершения в бизнесе.

Расскажите немного о новых технологиях, которые вы уже опробовали на своем производстве.

«Товары в нашей упаковке вы найдете на прилавках магазинов любой крупной розничной сети в любом регионе России».

Конечно, мы стремимся использовать самые передовые технологии и постоянно повышать эффективность производства. В первую очередь уровень эффективности нам обеспечивают высокоскоростные экструдеры, которые выпускаются только в Германии, например на предприятии Battenfeld-Kuhne, которое является нашим поставщиком. Сегодня у нас работают четыре высокоскоростные линии, они дают не только хорошую производительность, но и позволяют снизить расход электроэнергии. Две из этих линий работают in-line – они позволяют обеспечить высокую тиражность там, где не требуется частых переходов с одного изделия на другое. Особенно нам нравится их использовать для производства одноразовой посуды: например, двухсотграммовых стаканчиков при таком способе производства можно получать по 6 млн за сутки. А для выпуска пластиковых контейнеров in-line уже не нужен: там у нас большой ассортимент и необходимы частые переходы между изделиями.

Общий вид цеха «ПолиЭР».

Насколько распространена ваша продукция на российском рынке?

«На нашем предприятии действует система безотходного производства: мы ничего не вывозим на полигоны и не увеличиваем количество мусора».

Я могу с уверенностью сказать, что товары в нашей упаковке вы найдете на прилавках магазинов любой крупной розничной сети в любом регионе России.

А что именно фасуется в вашу упаковку?

Что только не фасуется! Порой мы это узнаем, только обнаружив свою продукцию на прилавках. Например, вот этот контейнер с сухариками, который закрывается с помощью ленты, стал для нас настоящим открытием.

Снеки?

Да, ржаные. Это голландский контейнер – мы подсмотрели его в Европе и решили запустить в производство. А теперь у нас его купили, чтобы таким оригинальным образом упаковывать сухарики под пиво.

Вообще, ассортимент по контейнерам можно разделить на две основные группы: для ручной фасовки и для автоматической фасовки на специализированных скоростных линиях. Во втором случае к контейнерам предъявляются особенно высокие требования по геометрии и материалу изготовления. Рынок упаковки этого типа особенно перспективен, и мы стремимся укрепить свое положение на нем, делая ставку на качество продукции.

А как вы в целом видите ситуацию на рынке полимерной упаковки?

Сейчас на рынке есть сегменты, где потребление активно увеличивается, у нас вообще растет количество фасованной продукции, и перед упаковщиками стоит задача увеличения сроков ее хранения. В нашей стране с долгой логистикой эта проблема проявляется острее, чем в компактной Европе с ее хорошими дорогами.

То есть рынок в ближайшие годы будет расти?

Я думаю, сейчас в нашей сфере интересен в первую очередь ПЭТ, причем с полным циклом производства. Но пока терефталевую кислоту возят к нам из Китая, а это не совсем правильно. Мне кажется, СИБУР – как раз та компания, которая может построить полный цикл, увеличив общий объем производства ПЭТ. Уверен, что дополнительный объем будет востребован на рынке, – у нас есть что упаковать.

А как скажется рост выпуска полимерной упаковки на экологии?

Мы задумывались над этим вопросом. Во-первых, на нашем предприятии действует система безотходного производства: мы ничего не вывозим на полигоны и не увеличиваем количество мусора. Во-вторых, мы используем в производстве вторичные полимеры, в первую очередь ПЭТ.

«Порядка 10% продукции «ПолиЭРа» поставляется на экспорт: в СНГ, Прибалтику и европейские страны – Венгрию, Румынию, Швецию, Польшу, Чехию. Первое место в структуре нашего экспорта занимает Казахстан с долей около 40%».

То есть пластиковые бутылки?

Совершенно верно, мы используем старые пластиковые бутылки при производстве ПЭТ-ленты, и у нас есть планы по увеличению доли вторичных материалов в конечной продукции.

А насколько активно их можно применять?

В теории вторичный пластик можно использовать на 100%. Но для этого нужна очень чистая флекса (измельченная пластмасса), которой почти нет на рынке. Поэтому сейчас мы ограничиваемся 10–15% вторички в общем объеме используемого сырья.

Какое сырье вы в основном используете?

Основной наш поставщик сырья – СИБУР, с которым мы сотрудничаем практически с того момента, как он начал заниматься выпуском полипропилена. Мы, наверное, были одними из первых клиентов СИБУРа по этому направлению, и сейчас у нас сформированы устойчивые деловые отношения, подкрепленные формульными контрактами на поставку продукции. Мы также предоставляем наши производственные мощности для тестирования новых марок продукции СИБУРа.

Холл офиса завода «ПолиЭР».

Есть ли марки, которых вам не хватает в ассортименте СИБУРа?

В основном нас устраивает ассортимент, исключением являются только специальные морозостойкие марки полипропилена, которые мы используем, например, для производства лотков под мясо. Полипропилен хрупок при минусовых температурах и поэтому не совсем подходит для хранения в морозилке. Сейчас мы добиваемся хорошей морозостойкости полипропилена самостоятельно, включая в рецептуру добавки.

А качество продукции вас устраивает? Планируете расширять сотрудничество с СИБУРом?

Безусловно, планируем. Сейчас нам очень важно начать взаимодействие с СИБУРом по ПЭТу, но пока наши предложения на эту тему по неизвестным мне причинам отклоняются, несмотря на то что мы являемся крупным потребителем, с которым компания работает много лет. Я очень надеюсь, что эта публикация поможет нам начать закупки этого вида сырья. Качество материалов, которые мы получаем от СИБУРа, нас полностью устраивает и позволяет нам выпускать продукцию, востребованную и на российском рынке, и в Европе.

У вас большой объем экспорта?

Сейчас порядка 10% продукции «ПолиЭРа» поставляется на экспорт: в СНГ, Прибалтику и европейские страны – Венгрию, Румынию, Швецию, Польшу, Чехию. Первое место в структуре нашего экспорта занимает Казахстан с долей около 40%.

Стремитесь активно развивать экспорт?

Конечно! В качестве перспективных направлений рассматриваем, например, немецких партнеров. К сожалению, выходя на европейские рынки, мы часто сталкиваемся с предубеждениями как по поводу качества российской продукции, так и в связи с якобы слишком сложной логистикой из России. К счастью, чаще всего нам удается развеять эти мифы. Сейчас перед нами стоит задача довести долю экспорта до 20–25%, что, на мой взгляд, вполне достижимо.



Скачать PDF

Другие публикации