Чуткое будущее

Переход к экономике замкнутого цикла стал одним из главных пунктов глобальной повестки. Без малого полвека для мировой политической и бизнес-элиты год начинается с заседания Всемирного экономического форума (ВЭФ). В этот раз главная его тема была сформулирована как «Чуткое и ответственное руководство». Одним из основных вопросов стала экология.  


Угроза для всех

Пластик – один из наиболее многофункциональных материалов на Земле, он применяется повсеместно и может быть вторично использован в 100%
случаев. Но перерабатывается сейчас лишь 14% от всего объема выпускаемых в мире пластмасс.

Накануне январской встречи в Давосе ВЭФ выпустил традиционный доклад о глобальных рисках, где экстремальные погодные явления впервые за последние годы были названы угрозой №1 для мировой стабильности. Даже риск применения оружия массового поражения, вынужденная миграция, ситуация в экономике и т.д. не так сильно пугают, показал опрос 750 приглашенных экспертов.

Ежегодно в мире миллионы людей страдают от природных катаклизмов. Многие регионы, например, Ближний Восток, уже сталкиваются с серьезной проблемой дефицита пресной воды. Растут выбросы парниковых газов – главными их производителями признаны США, Евросоюз, Китай и Индия. Снизить остроту проблемы призвано Парижское климатическое соглашение, принятое в 2015 году делегациями 195 стран. Запланированные в его рамках мероприятия должны удержать рост средней температуры на планете в пределах 1,5–2 °C по отношению к показателю доиндустриальной эпохи.

Однако реализация соглашения, как прозвучало на форуме в Давосе, потребует 13,5 трлн долл. инвестиций до 2030 года. И пока нет гарантий, что требуемые средства будут вложены в полном объеме. Кроме того, в рамках своей предвыборной кампании Парижское соглашение активно критиковал новый президент США Дональд Трамп. Главным действующим лицом Давоса в этом году стал председатель КНР Си Цзиньпин – впервые китайский лидер посетил встречу ВЭФ. Наряду с заявлением о необходимости отказа от протекционизма в торговле большое внимание привлекло то, что он высказался за сохранение Парижского соглашения. Россия, напомним, также присоединилась к нему, а значит, приняла на себя обязательства по борьбе с изменением климата.

Амбициозная задача

Помимо выбросов в Давосе много говорили о проблеме обращения с отходами. Речь об извлечении из них, переработке или вторичном использовании полезных компонентов, прежде всего металлов, бумаги и полимерных материалов.

Фонд Ellen MacArthur предложил стратегию, направленную на экологически устойчивое обращение с пластиком. Он провозгласил такие задачи: довести долю вторичной переработки до 50% от выпуска, еще 20% пластика использовать повторно без переработки (речь прежде всего о таре).

Доля пластика, по разным оценкам, колеблется в диапазоне от 5 до 15% в общем объеме бытовых отходов. Пластик – один из наиболее многофункциональных материалов на земле, он применяется повсеместно и может быть вторично использован в 100% случаев. Но перерабатывается сейчас лишь 14% от всего объема выпускаемых в мире пластмасс. Потери экономики от создания одноразового продукта оцениваются в 80–120 млрд долл. в год – такие данные привел фонд Ellen MacArthur в своем докладе «Стимулируя действия», выпущенном в рамках инициативы под названием «Новая пластиковая экономика».

Основательница фонда, британка Эллен Макартур, была известной яхтсменкой, ей принадлежит мировой рекорд скорости в одиночном плавании вокруг света. Поэтому неудивительно, что отправной точкой для ее работы оказалось засорение Мирового океана. Хотя теперь фонд Ellen MacArthur смотрит на вопрос намного более широко – он призывает мировое сообщество в принципе уделять больше внимания проблеме утилизации отходов. Естественным образом это касается пластиковых материалов. В докладе фонда подчеркивается, что пластик и упаковка из него являются сегодня неотъемлемой частью глобальной экономики и предоставляют людям множество различных преимуществ. Однако они частично девальвируются вследствие нерешенных проблем в сфере обращения с отходами.

Фонд предложил стратегию, направленную на экологически устойчивое обращение с пластиком. Он провозгласил такие задачи: довести долю вторичной переработки до 50% от выпуска, еще 20% пластика использовать повторно без переработки (речь прежде всего о таре). Оставшиеся 30% (это главным образом упаковка малых размеров, тара, загрязненная органикой, продукция из материалов, выпускаемых небольшими объемами) следует перепрофилировать так, чтобы этот пластик был пригоден для вторичной переработки или использования.

Речь идет, конечно, о некоей идеальной картине мира – охвате в результате 100% полимерных отходов. А для этого требуется прежде всего безукоризненная система сбора и сортировки мусора, чего пока не смогла добиться ни одна страна мира. Кроме того, нужно внести конструкционные изменения в дизайн пластиковых вещей, их маркировку, чтобы они были пригодны для более эффективной сортировки и переработки. «Если мы сможем дать толчок развитию новых технологий и продолжить усовершенствование экономики и статистики, мы действительно сможем сделать шаг к полному изменению пластиковой экономики», – считает Эллен Макартур. При этом она заявила, что инициатива «Новая пластиковая экономика» вызвала широкую поддержку бизнес-сообщества.

Доля пластика по разным оценкам колеблется в диапазоне от 5 до 15% в общем объеме бытовых отходов.

Глобальные планы

Упаковка составляет порядка 25% общемирового объема потребления пластика. В Давосе 40 международных концернов, в том числе Unilever, Procter&Gamble (P&G), Mars, Danone, Coca-Cola, а также химический гигант Dow Chemical, одобрили глобальный план действий по увеличению переработки пластиковой упаковки.

Упаковка составляет порядка 25% общемирового объема потребления пластика. В Давосе 40 международных концернов, в том числе Unilever, Procter&Gamble (P&G), Mars, Danone, Coca-Cola, а также химический гигант Dow Chemical, одобрили глобальный план действий по увеличению переработки пластиковой упаковки.

Некоторые из них поделились своим взглядом на практические возможности реализации таких задач. Например, Unilever заявила, что собирается к 2025 году сделать всю свою упаковку пригодной для повторного использования и переработки, как это и подразумевает предложенная фондом Ellen MacArthur инициатива. Глава компании Пол Полман отметил важную роль упаковки в продажах, но сказал, что отрасли необходимо подумать и о более эффективном ее использовании после потребления.

P&G уже около четверти века использует переработанный пластик в своих упаковках. В 2010 году компания разработала стратегию, в которой обозначила такие цели на ближайшие десять лет: перерабатывать до 90% упаковки, сократить производство упаковочных материалов на 20%, вдвое увеличить долю переработанного каучука в составе упаковки. P&G в Давосе объявила о том, что один из самых известных ее продуктов – шампунь Head&Shoulders – теперь будет продаваться в перерабатываемой таре. Планируется, что в ее составе при этом будет не менее 25% пластика, собранного на морских пляжах. Первые 150 тыс. флаконов появятся в продаже летом во Франции. Корпорация обещает выпускать до полумиллиарда таких флаконов к 2018 году. «Мы знаем, что за нами последует вся индустрия», – говорит Лиза Дженнингс, бренд-директор Head&Shoulders.

Традиционная модель экономики линейна: создание – потребление. На смену ей идет экономика замкнутого цикла, основные принципы которой основаны на возобновлении ресурсов. Модель циклической экономики напрямую связана с целями ООН в области устойчивого развития, принятыми осенью 2015 года. С этим увязываются многие глобальные вопросы, начиная от уже упомянутых задач по борьбе с изменением климата и сокращением эмиссии парниковых газов («зеленая» энергетика, «зеленый» транспорт) и рациональному использованию пресной воды, до рационального обращения с отходами.

Игнорировать эти подходы невозможно, все компании, строящие свой бизнес на принципах устойчивого развития, понимают это. Однако, говорят эксперты, эти идеи могут приносить и ощутимый финансовый результат. В выпущенном в прошлом году отчете McKinsey «Цикличная экономика: переход от теории к практике» говорится, что все более и более выгодным становится вторично использовать ресурсы. Ссылаясь на более раннее исследование «В поисках роста: новые рамки для Европы», эксперты компании отмечают, что цикличная экономика способна генерировать экономический результат в размере 1,8 трлн евро уже к 2030 году.

Переход к экономике замкнутого цикла является на сегодня одной из тем, оказывающих серьезное влияние на формирование рабочей повестки всех компаний отрасли. 


«Углеродный след полного жизненного цикла продукта (с фокусом на пластики) и экономика замкнутого цикла»

Презентация Алексея Козлова, заместителя председателя Правления - управляющего директора СИБУРа (Всемирный экономический форум – 2017, Давос)

Загрузить

Скачать PDF

Другие публикации