Интервью Дмитрия Конова журналу «Сноб»

Дмитрий Конов – о важности осознанного потребления пластика и о том, каких специалистов не хватает в России.

Как крупнейшая нефтехимическая компания страны заботится об экологии, что нужно делать с использованным пластиком и каких специалистов не хватает в России? Об этом «Снобу» рассказал председатель правления ПАО «СИБУР Холдинг» Дмитрий Конов.


Что ваша компания делает для защиты окружающей среды? Насколько все эти меры соответствуют современным мировым стандартам? И что в перспективе?

Ответственное потребление и производство мы воспринимаем как один из главных приоритетов развития СИБУРа, как обязательное условие построения экономики замкнутого цикла в рамках нашей компании.

Еще в начале 90-х годов ПНГ просто массово сжигали. Сейчас же это полноценное сырье для производства полимеров: пластиков и каучуков.

Первый аспект – это переработка попутного нефтяного газа (ПНГ. – Прим. ред.). Еще в начале 90-х годов ПНГ просто массово сжигали. Сейчас же это полноценное сырье для производства полимеров: пластиков и каучуков. СИБУР – крупнейший в России переработчик отходов нефтегазовой отрасли. Только в прошлом году мы переработали 22,3 млрд куб. м ПНГ, предотвратив выброс в атмосферу более 72 млн т парниковых газов – это сопоставимо с годовым объемом выбросов средних размеров европейской страны. Второй аспект – это производство пластиков. Оно по своей экологичности значительно превосходит производство других, казалось бы, «более полезных» материалов, таких как стекло, металл или бетон, поскольку на тонну пластика тратится куда меньше энергии и выделяется меньше СО2.

«СибурТюменьГаз», Вынгапуровский ГПЗ.

Рост мирового населения и урбанизация позволят пластику и в дальнейшем активно расти в сегментах упаковки, строительства и бытовой химии.

Наши пластики применяются в самых различных отраслях – от медицины до авиастроения. Есть ряд экологических вопросов, связанных с пластиковыми отходами, в основном от упаковки. Мы уже умеем ее перерабатывать, но пока есть проблемы со сбором. Однако мы убеждены, что решение экологических проблем лежит не в области отказа от пластика. Такая политика создаст больший ущерб для природы через выбросы СО2. При производстве других материалов выделяется больше CO2, и, кроме того, оно требует больше энергии, чем производство пластика. Поэтому будет двойной эффект: от больших выбросов СО2 при производстве материалов и больших выбросов СО2 за счет большего производства энергии для производства этих материалов. Возникнут и другие осложнения для окружающей среды, например воздушные выбросы. В общем, на наш взгляд, требуется не отказываться от пластика, а повышать осознанность его потребления, развивать раздельный сбор и переработку.

Рост мирового населения и урбанизация позволят пластику и в дальнейшем активно расти в сегментах упаковки, строительства и бытовой химии. Мы же стремимся работать на опережение и изучаем варианты инвестиций в переработку пластиковой упаковки. Один из проектов был презентован на недавнем ВЭФе – по вовлечению ПЭТ-флекс (хлопьев из использованной ПЭТ упаковки. – Прим. ред.) в действующую схему производства первичного ПЭТ на башкирском «Полиэфе». Мы рассчитываем, что компания будет производить гранулы с содержанием первичного и вторичного полимеров и тем самым увеличит суммарные мощности площадки по производству ПЭТ. Параллельно мы изучаем перспективные технологии утилизации пластиковых отходов на базе нашего исследовательского центра «СИБУР ПолиЛаб».

На предприятии АО «ПОЛИЭФ» в действующей схеме производства первичного ПЭТ предполагается использовать также ПЭТ-флекс.

Производство пластиков по своей экологичности значительно превосходит производство других материалов, таких как стекло, металл или бетон, поскольку на тонну пластика тратится куда меньше энергии и выделяется меньше СО2.

Замглавы ФАС Анатолий Голомолзин в кулуарах форума рассказал, что вы продали свои активы в Тольятти «Татнефти». О каких активах идет речь, почему было принято такое решение?

Это не секрет. О сделке в начале сентября было объявлено публично, она будет завершена до конца года. Речь идет о производстве синтетических каучуков и другой химической продукции. Это соответствует приоритетам развития нашего бизнеса. И, кстати, речь не только о приоритетном развитии сегмента базовых полимеров. Кроме того, мы запустили производство бутилкаучука в Индии, то есть в портфеле бутилкаучук у нас останется, только в виде нового производства. Расширяем производство в Воронеже, в том числе за счет сырья – бутадиена, и получаем более эффективные мощности по каучукам. В свою очередь, коллеги из «Татнефти», напротив, оказались заинтересованы в укреплении сырьевой базы для производства шин.

У вас есть соглашение с СибГУ по подготовке студентов, уже идет набор на целевые места от СИБУРа. С какими специальностями в России, по вашему мнению, сейчас есть проблемы? И настолько выпускники наших вузов конкурентоспособны?

Действительно, стоит отметить, что в России сегодня есть дефицит многопрофильных специалистов, готовых работать на современных предприятиях. Именно поэтому мы запустили новый образовательный курс «Химическая инженерия» – он должен позволить студентам-химикам не только получить компетенции в области создания новых материалов, современных химических технологий и нанотехнологий, но и овладеть навыками в проектном менеджменте, познакомиться с цифровыми технологиями в производстве и бизнес-процессах. С такими компетенциями они смогут составить конкуренцию своим коллегам и на мировом уровне.

Аэропорт Тобольска, где СИБУР строит новую взлетно-посадочную полосу. Фото: ГТРК «Регион-Тюмень».

В России сегодня есть дефицит многопрофильных специалистов, готовых работать на современных предприятиях. Именно поэтому мы запустили новый образовательный курс «Химическая инженерия».

Однако у нас есть соглашения не только с СибГУ. Например, в Амурском госинституте действуют программы целевой подготовки студентов по энергетике и химической технологии. На предприятиях СИБУРа уже работают 30 выпускников. Кроме того, с ДВФУ мы запустили ряд программ, которые изначально были кросс-функциональными: подготовка химиков и контрактных менеджеров.

Стало известно, что СИБУР собирается сдать новую полосу в аэропорту Тобольска к концу этого года. Во сколько обошелся проект, какие аналогичные инфраструктурные проекты планируется реализовать в регионах?

Первый этап строительства аэропорта – создание взлетно-посадочной полосы – действительно должен завершиться в этом году. Ее сдача в эксплуатацию – в следующем, тогда же планируем строительство аэровокзала пропускной способностью до 300 пассажиров в час. Во сколько обошелся весь проект, пока сказать не можем, так как объем инвестиций в аэровокзальный комплекс будет уточняться.

Что касается аналогичных инфраструктурных проектов, то о них поговорим, когда придет время. Пока же «прорубаем» тобольское «окно в Евразию», ведь аэропорт откроет новые возможности и для бизнеса, и для туризма, и для всех тоболяков.

Беседовал Сергей Цехмистренко

Источник.


Скачать PDF

Другие публикации