Нарушен баланс рынка

Татьяна Серова, генеральный директор компании «Интернешнл Пластик Гайд», – о конъюнктуре на рынке в 2021 году и ценовом дисбалансе.

Последние полтора года удивляют участников рынка не только ограничениями, связанными с COVID-19. Серия природных катаклизмов, непростая ситуация в сфере логистических услуг и постоянный рост на сырье разбалансировали сырьевые рынки. О том, в какой ситуации сегодня работают производители продукции из полимеров и в смежных сегментах, рассказала Татьяна Серова, генеральный директор компании «Интернешнл Пластик Гайд».

– Татьяна Григорьевна, в начале 2021 года в России многие производители товаров из полимеров и их потребители заговорили о резком скачке цен на базовое сырье. До сих пор ситуация остается нестабильной. С чем вы связываете резкое изменение конъюнктуры?

– Рынок полимеров не существует в отрыве от остальных рынков. 2020–2021 годы – время, когда после шока от введения ограничений из-за пандемии и затем, как говорят эксперты, отложенного спроса начался резкий рост цен практически на все сырье. Если посмотреть на динамику цен на товарных биржах, то за этот период подорожали практически все позиции. Вспомните, сколько стоили нефть и газ весной прошлого года.

Татьяна Серова

генеральный директор компании «Интернешнл Пластик Гайд»


Сегодня мы видим неплохие цены на нефть, пики цен на газ, дорожают сталь, медь, древесина. Остановки производств привели к дисбалансу предложений, а прекращение работы крупных морских терминалов – к сбоям в логистике. Вслед за этим произошла целая серия природных ЧС: заморозки в Техасе, наводнение в Европе, ураганы на южном побережье США. Каждое из этих событий оборачивалось остановкой крупных предприятий, сбоями в работе транспортных коридоров и, как следствие, к форс-мажорам и неопределенностью в части исполнения обязательств контрагентами. В итоге на рынке сегодня дефицит по многим товарным позициям, скачкообразный рост цен и неопределенность при планировании производственной деятельности. Не возьмусь компетентно оценивать ситуацию в различных сегментах экономики, но по нашему рынку эту ситуацию очень хорошо видно.

Остановки производств привели к дисбалансу предложений, а прекращение работы крупных морских терминалов – к сбоям в логистике

На рынке сегодня дефицит по многим товарным позициям, скачкообразный рост цен и неопределенность при планировании производственной деятельности

Возьмем, например, сегмент растительных масел: рапсовое, пальмовое, кокосовое, арахисовое и другие. Они используются при производстве добавок, применяемых для изменения свойств полимеров, а именно эти добавки и поставляет на российских рынок наша компания. Рост за последнее время практически на все позиции составляет от 45 до 110% (см. График. Рост цен на масло в 2020-2021 годах). Причем увеличение цены начинается сразу во всем сегменте при возникновении дефицита даже по одному виду. Производители пытаются заменить подорожавшее масло, что создает давление на весь сегмент. Причин этому много. Во-первых, рост потребления масел в пищевой промышленности по всему миру. Недавно появилась, например, информация, что рапсовое масло имеет иммуномодулирующие свойства (в том числе при COVID-19), и его потребление резко увеличилось. Во-вторых, производители масел – маслобойни – останавливали производства вследствие локдаунов. Возник дефицит, который до сих пор не восполнен. В-третьих, рост потребления биодизелей, которые выпускаются с применением этого биосырья. В-четвертых, неурожаи. Основные производители, допустим, пальмового масла находятся в Юго-Восточной Азии (Малайзия и Индия).

Рост цен на масло в 2020-2021 годах

Существовали ожидания большого урожая в Малайзии в сентябре текущего года, но они не оправдались. Как результат, резкий скачок цен. Более того, власти Индии приняли решение придержать на несколько месяцев растительные масла, ограничив их экспорт, что еще больше подстегнуло цены. Канада – традиционный экспортер канолы (вид рапса) – в этом году из экспортера превратилась в импортера. Плюс к этому постоянные сбои в логистике из-за нехватки судов, контейнеров и нестабильной работы портов в Азии из-за COVID-19. Цены на доставку контейнера из этого региона увеличились в семь раз. Все это сказывается на ценах итоговой продукции отрасли.

Потребление полимеров растет. Потребление масок, халатов, защитных костюмов стало мощным драйвером этого роста

С одной стороны, после локдаунов экономика начала восстанавливаться. Потребление полимеров растет. С другой стороны, при нынешней ценовой конъюнктуре никто не может гарантировать стабильность цен

– Как поменялась производственная деятельность компаний на фоне таких рыночных факторов?

– Наша компания на рынке более 16 лет, и за это время мы видели различные ситуации, однако нынешние обстоятельства беспрецедентные. С одной стороны, после локдаунов экономика начала восстанавливаться. Потребление полимеров растет. Потребление масок, халатов, защитных костюмов стало мощным драйвером этого роста. Некоторые сегменты строительства тоже показывают рост. Упаковка растет в связи с увеличением доставки и безопасности передачи. С другой стороны, при нынешней ценовой конъюнктуре никто не может гарантировать стабильность цен и поставок. Уже не первый месяц мы живем в ситуации, когда невозможно предсказать стоимость сырья и добавок не то что на два-три месяца, это сложно сделать даже в пределах двух-трех недель. Неудивительно, что сегодня стоимость многих полимеров растет, ведь добавки – это лишь одна из составляющих их цены.

Сегодня, даже имея заказ на руках, производитель не всегда может его выполнить. Например, для того чтобы выпустить продукцию с определенными свойствами, необходима добавка, доставить которую в нашу страну нет возможности уже на протяжении двух-трех месяцев.

Производители пластиковых окон резко снизили объемы их выпуска, поставляя продукцию лишь под твердые заказы. Склады пустые, а стоимость оконного профиля меняется постоянно

Мы вынуждены наращивать собственные запасы, даже несмотря на рост цен, который в ряде случаев выглядит пугающее. Это риск, без которого мы не смогли бы обеспечивать клиентов необходимыми для их работы добавками

В то же время цены на объекты строительства нередко зафиксированы в контрактах. Или сети строительных супермаркетов жестко ограничивают рост стоимости на реализуемую продукцию. В итоге среди наших клиентов уже были производители, которые просто останавливали производство или из-за нехватки добавок или не веря, что смогут продать продукцию по новой цене, учитывающей новые затраты. Подобные события единичные, но вызывают тревогу. Другой способ работы, практикуемый клиентами сегодня, – работа с колес. Например, мы видим, что производители пластиковых окон резко снизили объемы их выпуска, поставляя продукцию лишь под твердые заказы. Склады пустые, а стоимость оконного профиля меняется постоянно.

– Картина тревожная. Как, по вашему мнению, изменится ситуация в краткосрочной и среднесрочной перспективе? Как сами реагируете на сложившиеся обстоятельства?

– Мы вынуждены наращивать собственные запасы, даже несмотря на рост цен, который в ряде случаев выглядит пугающее. Это риск, без которого мы не смогли бы обеспечивать клиентов необходимыми для их работы добавками. Но при этом каждый раз мы понимаем, что это ценовое ралли может закончиться не очень хорошо. Через какой-то период покупательная способность экономики просто не позволит приобретать продукцию по постоянно растущим ценам. Начнется сокращение производства, ряд игроков будут не способны выжить в этой ситуации. С одной стороны, начнется демпинг, когда производителям потребуется срочно вытаскивать деньги из товаров и возвращать кредиты. С другой, объем новой продукции на рынке начнет падать из-за ухода части игроков. Кто выживет, предсказать невозможно.

Сегодня есть случаи, когда участники рынка стараются извлекать сверхприбыль за счет дисбаланса на рынке и дефицита в ряде секторов. Однако в долгосрочной перспективе такая стратегия ведет к проигрышу

Возможно, к февралю 2022 года нас ждет стабилизация из-за традиционного спада активности в начале года. Но что нам принесет штамм «дельта», какие «сюрпризы» преподнесет природа

Для того чтобы как-то снизить степень неопределенности, царящей на рынке, мы предлагаем производителям разделять риски, стараемся тоже заключать твердые контракты и фиксировать цены. Это позволяет работать в текущих условиях. Однако предсказать ситуацию через полгода сегодня очень сложно. Многие эксперты говорили о том, что отложенный спрос будет удовлетворен еще к лету, а рост цен остудит рынок. Однако по многим полимерам как в России, так и за границей до сих пор существует дефицит. Ожидалось, что цены стабилизируются к лету, однако на дворе осень, а ситуация не выглядит сбалансированной. Возможно, к февралю 2022 года нас ждет стабилизация из-за традиционного спада активности в начале года. Но что нам принесет штамм «дельта», какие «сюрпризы» преподнесет природа и случится ли к февралю ожидаемый теперь урожай рапса, вряд ли кто-то скажет определенно. Остается пожелать нашим партнерам и клиентам терпения и предпринимательского успеха, которые в 2022 году, думаю, всем нам точно пригодятся.

Еще хочу отметить, что сегодня есть случаи, когда участники рынка стараются извлекать сверхприбыль за счет дисбаланса на рынке и дефицита в ряде секторов. Понять это можно, однако в долгосрочной перспективе такая стратегия ведет к проигрышу. Подобные шаги скажутся на долгосрочных отношениях с клиентами, а главное, изменят образ мышления ваших сотрудников. Дисбаланс со временем выправится, и, когда придет время вновь конкурировать за клиентов, сотрудники не смогут этого сделать, а восстановление репутации – дело долгосрочное и затратное.


Скачать PDF

Другие публикации