Пластик выходит на подиум

СИБУР и ведущий бренд одежды WOS выпустили капсульную коллекцию, созданную из переработанного пластика.

Бренд WOS придерживается принципов устойчивого развития и ответственного производства. Поэтому сотрудничество с СИБУРом вполне естественно: компания также выступает за разумное потребление и вторичную переработку пластика. Как говорится, совпали ценности. А мир увидел еще один пример того, как могут взаимодействовать настолько разные, казалось бы, отрасли – fashion-индустрия и нефтегазохимическая промышленность.

Экологичный успех

Для Андрея Артемова, дизайнера и создателя бренда WOS, который входит в список 500 самых влиятельных людей в мире моды по версии Business of Fashion, это первый опыт сотрудничества с промышленной корпорацией такого уровня. Коллекция разрабатывалась в сотрудничестве с «СИБУР ПолиЛабом» – исследовательским центром в «Сколково». На первую встречу с командой WOS пришел практически весь коллектив «СИБУР ПолиЛаба» – от руководителей до технологов, химиков и т.д. По словам Андрея Артемова, интерес к проекту со стороны ученых был колоссальный.

Капсула создана из высокотехнологичных тканей с переработанным пластиком, не уступающим по качеству и характеристикам традиционным тканям. Ставку сделали на универсальность и долговечность: классические вещи, которые актуальны независимо от трендов рынка моды. Благодаря базовым цветам и простым силуэтам вещи из коллекции легко вписываются в любой гардероб. Хотя, впрочем, капсула трендовая. Так как экологичность и разумное потребление становится образом жизни.

Коллекция «выстрелила» еще до старта продаж: коллаборацию обсуждали в модной среде и телеграм-каналах.

Еще на этапе анонса о совместном проекте СИБУРа и WOS написали все ведущие fashion СМИ России, включая Vogue

Еще на этапе анонса о совместном проекте СИБУРа и WOS написали все ведущие fashion СМИ России, включая Vogue. Интерес был неподдельный: в стране примеров такого сотрудничества еще не было, как не было и эксклюзивной коллекции одежды в luxury-сегменте, отшитой из тканей на основе вторсырья. Коллекция «выстрелила» еще до старта продаж: коллаборацию обсуждали в модной среде и телеграм-каналах, а публикация лукбука создала еще больший ажиотаж – на сайте WOS выстроилась очередь из тех, кто хотел первым приобрести модные и экологичные вещи.

Из чего шить будем?

Планировалось, что капсулу отошьют из материалов, созданных на основе сырья, которое из переработанных полимеров производит СИБУР. Однако до сотрудничества с WOS у СИБУРа не было опыта работы с текстильной промышленностью. Как следствие, в процессе разработок возникали вопросы, на решение которых требуются время и новые пока для ученых из «СИБУР ПолиЛаба» знания.

Процесс переработки полимеров в волокно проходит в несколько этапов. Использованный ПЭТ-пластик (например, бутылки) сортируют, промывают, стерилизуют, высушивают. Затем измельчают, формируют гранулы, снова высушивают. После этого гранулы расплавляют и пропускают через фильтр с тонкими отверстиями. Казалось бы, все относительно просто.

Особенности производства ткани из вторичных полимеров увеличивают ее стоимость: получившееся полотно может стоить так же, а чаще даже больше, чем изготовленное «классическим» образом.

Одежда из капсулы WOS упакована в многоразовые пакеты из материала Vivilen, который был разработан в «СИБУР ПолиЛабе». Это инновационный материал, соответствующий принципам экономики замкнутого цикла

Но чтобы получить нити, пригодные для создания прочной, качественной, безопасной и комфортной в носке ткани, необходимо сделать скручивание или специальное вытягивание, добавить дополнительные материалы. Простой пример: некачественная одежда после нескольких стирок начинает «зеркалить», лосниться. Чтобы этого эффекта не было, надо добавить один материал; чтобы повысить износостойкость – другой. И процесс производства нитей – отдельная большая наука и отдельная индустрия. Крашение переработанных нитей обходится дороже, чем обычных полиэфирных. Особенности производства ткани из вторичных полимеров в итоге увеличивают ее стоимость: получившееся полотно может стоить так же, а чаще даже больше, чем изготовленное «классическим» образом.

Когда стало понятно, что своими силами на данный момент не справиться, СИБУР и WOS начали поиски производителей, кому можно было бы делегировать изготовление нитей и тканей для будущей коллекции. Но в России практически нет игроков, которые решили бы эту задачу на том уровне, который требовался. Пришлось искать подрядчиков за рубежом. В итоге заказы были размещены у разных сертифицированных поставщиков в Португалии и Гонконге.

Выбирать пока не из чего

О том, что России нужны собственные производители синтетических волокон и тканей для легкой промышленности, говорилось на Петербургском международном экономическом форуме, который прошел в июне этого года. Андрей Артемов был приглашенным гостем на сессии «Полный fashion: соединяя моду и промышленность», организованной Минпромторгом РФ.

«У российских дизайнеров есть запрос на синтетические ткани, – заявил он. – И мы готовы закупать их в России, если это будет достойное и конкурентоспособное качество, если они будут нам по карману и будут сделаны в срок и в нужном объеме. Это было бы классно и интересно, потому что у дизайнеров сократятся расходы на логистику».

У СИБУРа есть отлаженное производство гранул для упаковочных решений. Под задачи волоконного сегмента необходимо либо создавать новые мощности, либо модернизировать уже имеющиеся.

Под брендом Vivilen объединены экологичные решения для выдувного формования, литья под давлением и производства термоусадочной пленки – все с добавлением вторсырья. Для российского рынка это уникальное решение, отвечающее зеленому тренду

Минпромторг РФ уже ведет переговоры с компаниями нефтехимического комплекса на эту тему, в том числе и с СИБУРом. По словам Александра Петрова, члена правления СИБУРа, основная проблема в том, что спрос на синтетические волокна и нити у российских производителей тканей и пряжи сейчас существенно ниже, чем объем импорта.

«В этом заключена основная проблема, которая тормозит развитие производства сырья для легкой промышленности в России. Инвестиции должны быть эффективны и должны окупаться, – отметил он. – У СИБУРа есть отлаженное производство гранул для упаковочных решений. Под задачи волоконного сегмента необходимо либо создавать новые мощности, либо модернизировать уже имеющиеся. Если мы увидим, что есть предпосылки для роста внутреннего спроса на волокна и нити, мы готовы рассмотреть возможность инвестиций в реализацию таких проектов».

Естественный отбор

У потребителя сегодня сложилось шаблонное мнение: «Экологичный материал равно натуральный». То есть к таковым принято относить хлопок, лен, натуральный шелк и т.д. До определенного момента так оно и было. Пока цикл «от растения к одежде» был продолжительным: растения успевали воспроизводиться, остатки пришедшей в негодность одежды – «утилизироваться» природой. Рост потребления все изменил. Под выращивание производственных культур сегодня требуются гигантские площади земли, под них вырубаются леса. Растения необходимо удобрять, защищать от вредителей пестицидами, поливать. Ресурсы на это расходуются колоссальные.

Чтобы получить один килограмм хлопка требуется 20 тыс. литров воды. Из этого килограмма можно сделать одну футболку. Одеть же всю планету в органический хлопок, который и правда экофрендли, не получится. У органического земледелия множество нюансов, которые можно свести к одному: это дорого.

Чтобы рециклировать килограмм пластмассы, необходимо на 91% меньше энергии, чем на переработку килограмма бумаги. При оценке экологичности важно обращать внимание на весь жизненный цикл изделия.

СИБУР как один из лидеров ESG-повестки в России прилагает много усилий для развития экономики замкнутого цикла, эта цель зафиксирована в Стратегии в области устойчивого развития. Проект с WOS – логичное продолжение этой истории

То же самое можно сказать и об упаковке. Бумажный пакет не экологичнее пластикового. В окружающей среде он может разложиться быстрее, но его производство наносит куда более существенный вред этой самой среде. Бумажное производство само по себе энерго- и ресурсозатратно и намного более «грязное». То же самое касается и переработки макулатуры. Так, чтобы рециклировать килограмм пластмассы, необходимо на 91% меньше энергии, чем на переработку килограмма бумаги. При оценке экологичности важно обращать внимание на весь жизненный цикл изделия.

Именно поэтому одежда из капсулы WOS упакована в многоразовые пакеты из материала Vivilen, который был разработан в «СИБУР ПолиЛабе». Это инновационный материал, соответствующий принципам экономики замкнутого цикла и дающий полимерам новую жизнь. Упаковка из Vivilen на 50% состоит из переработанного пластика, и ее можно повторно сдать на переработку после использования. Под брендом Vivilen объединены экологичные решения для выдувного формования, литья под давлением и производства термоусадочной пленки – все с добавлением вторсырья. Для российского рынка это уникальное решение, отвечающее зеленому тренду.

Бренд WOS старается придерживаться этичных принципов производства: внедряет экохлопок, выбирает для производства проверенные этичные фабрики.

Все вырученные средства от продажи коллекции WOS, созданной при поддержке СИБУРа, будут переданы в благотворительный фонд «Второе дыхание». Фонд занимается сбором одежды, которой дает вторую жизнь

«У нового поколения нет такого недоверия к синтетическим материалам, как у людей старшего возраста. У молодых людей искусственные ткани востребованы все больше. Они глубже разбираются и в осознанном потреблении, и в устойчивом производстве. Их действительно заботят экология, будущее планеты», – говорит Артемов.

Бренд WOS старается придерживаться этичных принципов производства: внедряет экохлопок, выбирает для производства проверенные этичные фабрики, производит вешалки и часть упаковки из переработанного пластика. Команда Артемова раз за разом доказывает: fashion-индустрия может и должна быть этичной, и даже небольшие шаги в этом направлении имеют значение. Пластик – это не мусор. Вторсырье – новая ступень модной индустрии, уверен дизайнер бренда WOS.

Да, сейчас существует ряд ограничений, мешающий масштабному переходу легпрома на вторичную синтетику. Как уже говорилось выше, это в первую очередь дороговизна.

Открыт пока вопрос и вторичной переработки одежды из таких тканей. Ту же пластиковую бутылку можно перерабатывать десяток раз. Но в одежде полимерная нить чаще всего соединена с другими материалами, тем же хлопком, например. Чтобы ее переработать, необходимо разобрать материал на молекулы, вычленить полимер. Такие технологии в промышленных масштабах сейчас недоступны. Но это только пока.


Лукбук совместной коллекции СИБУР и WOS снимался в «СИБУР ПолиЛабе» известным фотографом Богданом Широковым. На футболке из коллекции напечатана его фотография с изображением гранул из переработанного пластика.


На втором дыхании

Сотрудничество СИБУРа с WOS показало, что в России есть слепые зоны в производстве волокна и тканей из вторичного сырья, и это на самом деле большой шаг: понимание, что проблема существует, подталкивает к поиску ее решения.

Для СИБУРа опыт работы с WOS стал отправной точкой для разработки новых технологий и поиска партнеров в текстильной промышленности. По большому счету проект получился исследовательским. И компания продолжит разработки в этом направлении, так как перспективы использования тканей из вторичных полимеров неограниченны – от повседневной одежды до коллекций модных домов.

СИБУР как один из лидеров ESG-повестки в России прилагает много усилий для развития экономики замкнутого цикла, эта цель зафиксирована в Стратегии в области устойчивого развития. Проект с WOS – логичное продолжение этой истории.

Средства от продажи коллекции будут направлены на развитие большой просветительской программы по реплицированию опыта сбора, перераспределения и вторичной переработки текстиля в разных регионах страны.

Также важно отметить, что все вырученные средства от продажи коллекции WOS, созданной при поддержке СИБУРа, будут переданы в благотворительный фонд «Второе дыхание». Фонд занимается сбором одежды, которой дает вторую жизнь. Например, ее отправляют в регионы страны в качестве гуманитарной помощи людям из социально незащищенных групп. Что-то из одежды, собранной фондом, возвращается в экономику, что-то идет в переработку. Сегодня «Второе дыхание» – практически единственный фонд в России, который занимается развитием такой широкой инфраструктуры сбора ненужной одежды во всей стране, в том числе совместно с региональными проектами.

Средства от продажи коллекции будут направлены на развитие большой просветительской программы по реплицированию опыта сбора, перераспределения и вторичной переработки текстиля в разных регионах страны – это будет еще один важный шаг к развитию экономики замкнутого цикла в России.


В конце октября совместная капсульная коллекция СИБУРа и WOS поступила в продажу. Оформить заказ можно на сайте коллаборации, пока вещи есть в наличии.


Скачать PDF

Другие публикации