Почему в России растет потребление БОПП?
В России пока довольно высока доля продукции без упаковки. Эта ситуация постепенно меняется с ростом доли крупных ретейл-компаний, выдвигающих строгие требования к сроку и условиям хранения продукции. Вторым драйвером роста потребления является изменение потребительского поведения: больше порционной упаковки, выше потребление бутилированной воды.
Какие новые риски появились в отрасли?
Основной риск для отрасли – ужесточение регуляторных требований к упаковке вплоть до запрета использования некоторых материалов. Мировые производители потребительских товаров взяли на себя добровольные обязательства по переходу к 2025–2030 году на 100% перерабатываемую или предполагающую повторное использование упаковку, а также использование биоразлагаемых материалов.
С другой стороны, это потенциальное окно возможностей для разработки новых упаковочных решений из устойчивого сырья, безопасных для окружающей среды.
Какие новые продукты могут появиться у вас в портфеле за счет приобретения зарубежного актива Manucor? Какие продукты в вашем ассортименте вскоре уйдут с рынка и чем будут заменены?
Мы находимся в процессе глубокого анализа продуктовых линеек двух компаний, после чего можно будет назвать конкретные марки. Однако уже сейчас можно выделить ключевые сильные стороны Manucor. Одна из них – пленки для самоклеящихся этикеток, технологию производства которых мы будем перенимать. Потребители получат выгоду от объединения усилий двух компаний, расширения их марочного ассортимента и роста клиентского сервиса.
Сколько людей в компании задействовано в проектах цифровизации?
Разработкой и внедрением цифровых инициатив, а также ИТ-проектов занимаются профильные функции (Цифровые технологии, Управление корпоративными данными, Информационные технологии и бизнес-информация).
Вместе с офисами трансформации, созданными на шести предприятиях СИБУРа, это более 1000 сотрудников. При этом большинство функций компании вовлечены в цифровизацию в качестве заказчиков. Цифровыми продуктами уже активно пользуется большая часть сотрудников СИБУРа.
Какие новые продуктовые решения будет предлагать СИБУР после запуска «ЗапСибНефтехима»?
Мы будем двигаться от производства преимущественно базовых марок к постепенному вводу в ассортимент специальных марок, поддерживающих наши новые решения. Расширение марочного ассортимента (внедрение новых марок ПЭ – ПЭВП и ЛПЭНП) позволит создать новые решения для секторов автомобилестроения и производства бытовой техники, магистральных труб и труб больших диаметров, а также упаковки.
Мы понимаем, что очень важно установить курс на повышение эффективности, скорости разработки и запуска новых продуктов, предложить клиентам «пакетные» решения. Для этого мы открыли исследовательский центр для разработки и тестирования продуктов из полимеров «СИБУР ПолиЛаб». В центре будут проводиться опытно-исследовательские испытания как полимерных материалов, так и финальных изделий, что позволит компании форсировать разработку инновационных марок полимеров, а также предлагать клиентам целые линейки новой продукции. В том числе будем совместно с клиентами работать над решениями по вторичной переработке.
Когда планируется запуск «ЗапСибНефтехима» и как быстро завод выйдет на проектные мощности?
На сегодняшний день на «ЗапСибНефтехиме» завершены основные строительные работы, ведется пусконаладка. Мы уже получили тестовые образцы продукции – как полипропилена, так и полиэтилена, которые сейчас анализируем с клиентами. Промышленные мощности, особенно такого масштаба, не пускаются в один день, это десятки и сотни тысяч единиц оборудования, которые требуют настройки, чтобы работать в унисон по примеру ансамбля. Так что пусконаладочные работы мы планируем завершить к концу года и ожидаем, что на проектные мощности завод выйдет после 2020-го.
Какие проекты СИБУР планирует к реализации в ближайшее время?
Мы только что завершили проект на кстовском предприятии по увеличению мощности технологических установок по выпуску основных продуктов: c 384 до 420 тыс. тонн этилена и с 96 до 104 тыс. тонн бензола в год. Волжско-Окское управление Ростехнадзора внесло соответствующие сведения в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности. Весь дополнительный объем этилена и бензола поступает на переработку на предприятия России, способствуя увеличению выпуска полимеров и иных востребованных рынком материалов.
В планах на 2019 год:
• завершение строительства производства ДОТФ в Перми в II квартале текущего года;
• реконструкция действующего производства ТФК с увеличением мощностей в Республике Башкортостан, которую планируем завершить в середине текущего года;
• реализация проекта по увеличению производства СБС/ТЭП на площадке в Воронеже с завершением в начале следующего года;
• продолжение строительства производства МАН в Тобольске с ожидаемым пуском в 2021 году;
• также ведется подготовка в реализации проекта по расширению мощностей СКД-НД в Воронеже на 30% с завершением строительства в 2021 году.
Какой рынок сбыта для полимерной продукции «ЗапСибНефтехима» вы видите наиболее перспективным?
Приоритетный рынок для нас – это Россия. Основные экспортные целевые рынки – это Европа, Турция, Китай. Прогнозные темпы роста потребления в сегментах ПП и ПЭ до 2025 года будут по-прежнему опережать темпы роста мирового ВВП. Азия будет значительно опережать прочие рынки по объему потребления, темпам роста и дефициту предложения.
На всех рынках действуют склады и офисы продаж. Проводится премаркетинг продукции «ЗапСибНефтехима».
Какие системы электронного документооборота использует СИБУР для принятия оптимального решения?
СИБУР внимательно следит за трендами цифровизации и ускорения взаимодействия в цепочке поставок, стремится максимально соответствовать им, вкладывая ресурсы в развитие электронного документооборота (ЭДО). В мае 2018 года мы запустили в эксплуатацию решение, разработанное для электронных первичных документов, которое позволяет интегрировать учетные системы компании с системами операторов ЭДО. В августе запущено решение по электронному подписанию договоров, с ноября в электронном виде подписывается более половины дополнительных соглашений.
Компания заключила соглашения с тремя крупнейшими российскими операторами (а всего в России работают порядка 50), чтобы Клиентам было максимально удобно переходить на ЭДО. Наши партнеры по ЭДО – это «СКБ Контур» (продукт «Диадок»), компания «Тензор» (продукт «СБИС»), «КОРУС Консалтинг СНГ» (продукты «СФЕРА Курьер», «E-invoicing»).
Начиная с декабря мы можем отправлять документы, используя роуминг (настраивается взаимодействие между оператором со стороны СИБУРа и оператором Клиента). Это удобно для тех Клиентов, кто использует продукты других операторов. Как подключить ЭДО? Если у Клиента уже заключен договор с оператором ЭДО и есть готовность получать договоры и первичные документы на продукцию СИБУРа в электронном виде, достаточно просто сообщить информацию об операторе ЭДО своему менеджеру.
В чем вы видите причины почти двукратного роста цены на СУГ с марта 2017 года на внутреннем рынке?
Прежде всего нужно учитывать, что рост цен на СУГ не является внутрироссийским явлением. Цена на СУГ, как на любое другое углеводородное сырье, так или иначе привязана к цене на нефть, которая выросла.
Кроме того, для понимания динамики 2017–2018 годов на российском рынке СУГ важно учитывать отдельные тенденции, которые наблюдались на рынке СУГ в этом временном интервале. C одной стороны, это рост экспортной альтернативы для поставщиков СУГ, с другой – рост цен на автомобильный бензин на рынке РФ, в результате которого увеличился спрос на альтернативное, газомоторное, топливо. Кроме того, влияние оказал чисто технический фактор – ажиотажный спрос, подогреваемый неподтвержденной информацией о запрете поставок СУГ во время чемпионата мира по футболу, период проведения которого совпал с началом сезона высокого спроса на рынке автогаза.
Дмитрий Матвеев
руководитель направления «Маркетинг», «БИАКСПЛЕН»