Революционная ситуация

Эксперты Всемирного экономического форума в Давосе советуют России объединить усилия власти, промышленности и образования и использовать человеческий капитал для адаптации производства к Индустрии 4.0. Индустриальная революция, которой был посвящен очередной экономический саммит, открывает большие возможности в том числе и для нефтехимии.

Четвертая индустриальная революция, так называемая Индустрия 4.0, остается в топе тем Всемирного экономического форума (WEF) уже четвертый год подряд. Как сказал в своей речи на открытии саммита-2018 в Давосе Клаус Мартин Шваб, основатель и бессменный президент WEF, человечество уже стоит на краю новой технологической революции, которая кардинально изменит то, как мы живем, работаем и относимся друг к другу. По мнению г-на Шваба, перемен подобного масштаба и сложности человечеству до сих пор не приходилось испытывать, но уже сейчас очевидно, что Индустрия 4.0 затронет все без исключения сферы жизни, профессии и группы людей.

Предсказал революцию

В 1926 году в интервью журналу Collier’s изобретатель Никола Тесла среди прочего сказал: «С появлением беспроводных систем вся Земля превратится в один огромный мозг. Мы сможем общаться друг с другом практически мгновенно, невзирая на расстояния. Более того, с помощью телевидения и телефона мы сможем видеть и слышать друг друга так же прекрасно, как если бы мы сидели лицом к лицу, разделенные на дистанции в тысячи миль; и устройства, которые позволят нам это сделать, будут поразительно удобными по сравнению с нашими сегодняшними телефонами. Человек сможет носить их в кармане. Мы сможем наблюдать и слушать события – инаугурацию президента, спортивный чемпионат, землетрясения или битвы – как будто мы находимся там».


Четвертая промышленная революция – переход к полностью автоматизированному цифровому производству, управляемому в реальном времени интеллектуальными системами, постоянно взаимодействующими с внешней средой. То есть речь идет о слиянии технологий и объединении в одно целое физической, цифровой и биологической сфер. Главная особенность Индустрии 4.0 – это переход от диджитализации (произошедшей во время третьей революции замены человеческих ресурсов техническими) к инновациям, основанным на комбинации технологий. Наступление Индустрии 4.0 обеспечивают порядка 60 инноваций, важнейшие из которых – искусственный интеллект, «Интернет вещей», робототехника, носимые электронные устройства и 3D-печать. Все это меняет характер коммерческих отношений: у компаний появляются возможности создавать более эффективные производственные площадки, персонализировать товары, управлять цепочками поставок, находить новые прибыльные модели бизнеса. Кстати, эта тема подробно разбиралась в рамках первого клиентского форума СИБУРа «Форум будущего».

Новый уровень жизни

Инновации четвертой промышленной революции, как неоднократно отмечалось на WEF, имеют все шансы повысить уровень жизни человечества. Они обеспечат резкий скачок производительности труда и эффективности логистики. Стоимость транспорта, коммуникаций, торговли уменьшится, откроются новые рынки, и начнется рост экономики. Автоматизация производства даже в развитых странах позволит существенно увеличить потенциал экономического роста.

Однако Индустрия 4.0 происходит на фоне масштабных демографических изменений, уходящих корнями во вторую половину XX века. К 2040 году население Земли увеличится на четверть, его плотность возрастет с 49 до 61 человека на квадратный километр. Почти половина людей будет жить в городах. Все это увеличит потребление ресурсов, повысит нагрузку на пассажирский транспорт и усугубит дорожные пробки, вызовет подорожание коммунальных услуг, негативно скажется на объемах мусора и отходов. Как отметили участники WEF, преодоление дефицита инфраструктуры в ближайшие 25 лет обойдется миру в $100 трлн. Но учитывая текущий объем инвестиций и госдолг крупнейших экономик, дефицит капитальных вложений может составить $20 трлн. Чтобы найти финансовые ресурсы, странам придется радикально сокращать расходы и искать новые подходы к управлению имеющейся инфраструктурой. В том числе это касается и перехода к экономике замкнутого цикла, что позволяет значительно снизить расход ресурсов, которые могут быть перенаправлены на развитие инфраструктуры.

Точный сценарий развития Индустрии 4.0 неизвестен, но велика вероятность, что она усилит социальное неравенство и разрушит многие рынки труда в силу тенденции к замене на производстве людей роботами. Так, в той же Германии одновременно с приростом ВВП станут не нужны до 35% навыков, применяемых в современной промышленности. Профессор бизнес-школы имени Уолтера Хааса при Университете Беркли в Калифорнии Лора Тайсон в своем выступлении на WEF отметила, что четвертая промышленная революция уже оказывает влияние на рынок труда.

«Автоматизация уже опустошила средний класс и привела к финансовой стагнации многие семьи со средним доходом. Неравенство также растет. Так почему мы по-прежнему надеемся, что через 10 лет влияние искусственного интеллекта будет менее ощутимым?» – говорит она. Лора Тайсон настаивает, что правительства должны прилагать значительные усилия, чтобы подготовить свои страны к новой модели экономики и технологий.

Есть вероятность, что Индустрия 4.0 разрушит многие рынки в силу тенденции к замене людей роботами на производстве.

$100 трлн

Такой объем инвестиций понадобится миру в ближайшие 25 лет, чтобы преодолеть дефицит инфраструктуры


«Все понимают, что в технологической индустрии происходят серьезные изменения и нужно с этим что-то делать, – заявил на саммите представитель отделения WEF в Сан-Франциско Цвика Криген. – Но мы не понимаем, что именно происходит, и не знаем, что с этим делать. Об этом говорят и президенты, и премьер-министры, и другие члены правительства». По мнению г-на Кригена, у глав государств все еще нет плана действий.

Кто готов?

Эксперты WEF и консалтинговая компания AT Kearney накануне форума провели исследование 103 стран на предмет их готовности к четвертой промышленной революции. Потенциал каждой страны оценивался по двум индексам: структура производства и драйверы производства. Первый индекс отражает размер и уровень производственной базы, второй – критерии, обеспечивающие потенциал развития производства: состояние технологий, человеческого капитала, институциональной структуры, степень участия страны в международной торговле и инвестициях. По результатам исследования страны были разделены на четыре «архетипа»: лидеры (оба индекса высокие, 25 стран), «страны с наследством» (хорошая «унаследованная» производственная база, но недостаточный потенциал развития технологий, 10 стран и среди них – Россия), «страны с потенциалом» (скромная производственная база, но хороший инновационный потенциал, 7 стран) и «зарождающиеся» (оба индекса низкие, все остальные – в основном государства Латинской Америки и Африки).

Лидеры сейчас обеспечивают 75% добавленной стоимости мировой промышленности. Причем абсолютного лидера не оказалось (см. график). Например, около 70% продаж робототехники приходится на Японию, Китай, Южную Корею, Германию и США.

Объединение ради инноваций

В России, занимающей 13-е место в мире по объемам промышленного производства, эксперты WEF и AT Kearney с озабоченностью отмечают сокращение доли обрабатывающих отраслей в ВВП. Россия, как и другие страны с традиционным производственным укладом, находится в зоне высокого экономического риска. Они могут проиграть в соперничестве не только странам-лидерам с их более совершенным производством, но и «зарождающимся» странам с дешевой рабочей силой.

Чтобы не остаться в стороне от четвертой промышленной революции, по мнению специалистов WEF, России стоит использовать высокое качество человеческого капитала и достаточный уровень внешнего и внутреннего спроса. Важное условие – объединение усилий правительства, промышленности и образования для продвижения инноваций в регионах РФ и создания научно-исследовательских хабов.

Авторы исследования считают, что, несмотря на высокий уровень образования, российским работникам недостает коммуникационных и креативных навыков. Учитывая риски, связанные с автоматизацией производства, в зоне ответственности властей – усилия по развитию у граждан «умений завтрашнего дня»: знания компьютерной техники, предпринимательского духа, эмоциональных и социальных способностей, которые не поддаются автоматизации. Как говорится в концепции Индустрии 4.0, которую основатель WEF Клаус Мартин Шваб представил еще на саммите-2016, разрыв между окупаемостью капиталовложений и окупаемостью труда неизбежно увеличится. Но при этом у людей появится возможность заниматься более безопасной и приятной работой – ключевым фактором производства станет талант, а не капитал.

Аркадий Дворкович


Представители России на WEF в цитатах

Аркадий Дворкович,
вице-премьер РФ:

«Мне кажется, что этот форум еще раз подтвердил возможности для открытого общения между странами, компаниями, у которых могут быть изначально разные позиции, но которые могут найти близкие подходы, близкие точки зрения к решению глобальных проблем, а также частных вопросов».



Герман Греф


Герман Греф,
глава Сбербанка РФ:

«На рубеже 2010-х годов произошел переход от информационной эпохи в цифровую. Мы получили возможности накапливать гигантский объем информации и хранить его очень дешево. Самое главное – появились средства, которые позволяют этот массив данных обрабатывать. И появились принципиально новые компании, которые взрывают отрасли, считавшиеся традиционными и недоступными для инноваций».




Александр Новак


Александр Новак,
министр энергетики РФ:

«Санкции в отношении России не дают возможности решать глобальные экономические проблемы, это надо понимать. Но, честно говоря, мы благодаря санкциям получили дополнительный импульс для развития своей промышленности и для того, чтобы перенаправить инвестиционные потоки на загрузку своих предприятий».

Четверная промышленная революция создает огромное количество возможностей и для нефтехимии – об этом сейчас все чаще говорят представители отрасли. Благодаря Индустрии 4.0 возникают новые сферы бизнеса, в которых нефтехимическая продукция становится не просто востребованным, а часто единственно возможным решением. Робототехника, новые направления медицины, электроники, 3D-печать – продукция нефтехимии так или иначе присутствует почти во всех инновационных процессах, обеспечивающих Индустрию 4.0. Поэтому предприятия отрасли должны обязательно находиться в так называемом цифровом тренде: становиться все более гибкими как в технологическом, так и в рыночном плане, заботиться о клиентоориентированности. Быстрая реакция на запросы меняющего мира позволит нефтехимии сохранять конкурентоспособность среди других отраслей экономики и оставаться привлекательной для инвесторов на долгосрочном горизонте.

Продукция нефтехимии так или иначе присутствует почти во всех инновационных процессах, например, в 3D-печати.

«Как сейчас практически у каждого человека в кармане есть смартфон, так у каждой производственной компании очень скоро будут инструменты Индустрии 4.0, – говорит куратор проектов больших данных и «Интернета вещей» СИБУРа Владимир Чернаткин. – Тех, кто сможет быстрее и лучше приспособить эти инструменты для своего бизнеса, ждет хорошее будущее. Мы сейчас исходим из тех проблем, которые есть у бизнеса, и из тех возможностей, которые он видит. Мы пытаемся показывать бизнесу, что он теперь может делать с помощью новых инструментов. Так вырабатываются решения, позволяющие находить наилучшие применения новых технологий. Очевидно, что входящие в Индустрию 4.0 дроны, роботы, 3D-печать и пр. приносят синергию. Они дают гораздо больше, если применяются вместе в рамках единого решения».

Скачать PDF

Другие публикации