Секреты успеха «Капитель Иркутск»

Директор и главный технолог «Капитель Иркутск» Петр Крайковский – о том, как компания из обычного продавца выросла до производителя уникальных материалов.

В 2014 году региональный дистрибьютор строительных материалов, компания «Капитель Иркутск», наладила выпуск собственных дисперсий, которые завоевали внимание потребителей во многих городах нашей страны. Что за коллизии отечественного рынка заставили обычного продавца вырасти до производителя уникальных материалов и какие возможности есть сегодня у небольших игроков этого рынка, рассказал директор компании и главный технолог завода Петр Крайковский.

– По данным «Химкурьера», от 46 до 52% лакокрасочных материалов выпускают небольшие заводы, каждый из которых занимает в России менее 1% от общего объема рынка ЛКМ. В сфере декоративно-строительных красок доля мелких производителей еще больше. Чем можно объяснить такой рост мелких предприятий?

– В первую очередь это объясняется логистическими издержками, которые играют значительную роль в структуре цены на декоративно-строительные ЛКМ. Второй критерий – низкая стоимость старта бизнеса. Это благоприятно влияет на формирование здоровой конкурентной среды на лакокрасочном рынке. Кроме того, небольшие производители не станут отказываться от выпуска небольших партий высококачественных дорогих спецпродуктов, с которыми по тем или иным причинам крупные производители просто не станут связываться.

Петр Крайковский

директор и главный технолог «Капитель Иркутск»


Сегодня практически в каждом крупном городе страны есть свой лакокрасочный завод, а в Восточной Сибири собственным производителем краски может похвастаться любой двухсоттысячник. В данной ситуации в конечном счете выигрывает покупатель, так как всегда можно найти краску на свой кошелек.

– Компания «Капитель Иркутск» появилась на рынке в 2006 году. Какие знаковые вехи ее развития вы могли бы выделить?

– С момента своего основания «Капитель Иркутск» занималась торговлей широким ассортиментом строительно-отделочных материалов. Важной вехой в развитии компании стал выпуск собственных дисперсий, который был налажен в 2014 году. С тех пор мы производим ВД-краску, можно сказать, из стирола и бутилакрилата. Собственные разработки помогли заменить не только российские дисперсии, но и пройти период импортозамещения в очень короткий срок. На сегодняшний день в нашем ассортименте – свыше 15 наименований латексов. 70% из них не имеют аналогов в портфеле российских производителей. Мы серийно выпускаем 12 дисперсий с минимальной температурой пенообразования от 0 до +60 °C, что позволяет выпускать продукцию от клея для скотча, с высокой остаточной липкостью, до жестких лаков с высокой стойкостью к истиранию. Помимо своих потребностей в дисперсиях мы полностью обеспечиваем этим продуктом производителей ЛКМ в Восточно-Сибирском и Дальневосточном регионах.

Дальнейшим развитием предприятия стала разработка рецептур и технологии синтеза диспергатора и многофункциональных добавок. Разработанный нами полиакриловый диспергатор наряду с классическими задачами обеспечивает антикоагуляционную защиту краски при замораживании, что очень важно для продукции, реализуемой в Сибирском регионе. А многофункциональные добавки используются в производстве лакокрасочных материалов в качестве смачивателей, специфических диспергаторов пигментов и блокираторов осмоса.

Сегодня мы производим 10 000 т продукции в год, около 80 наименований. Под влиянием пандемии расширился ассортимент продукции с антибактериальными и антисептическими компонентами.

Мы нашли решение проблемы в создании собственного производства дисперсий и добавок для ЛКМ на базе своего завода.

– Что побудило вас заняться выпуском собственных дисперсий?

– Это решение созрело, когда объемы производимой краски и грунтов стали требовать ежемесячно более сотни тонн данного компонента. При этом ежегодный рост транспортных тарифов и цен на связующие материалы снижал доступность спецхимии. Наличие производителя дисперсий и спецдобавок непосредственно в Сибири кардинальным образом решало бы этот вопрос, но на тот момент объемы потребления были таковы, что чистым химикам-дисперсионщикам разворачивать какие-либо мощности у нас было невыгодно. Мы нашли решение проблемы в создании собственного производства дисперсий и добавок для ЛКМ на базе своего завода. Постоянные проблемы с доставкой усугублялись отсутствием у большинства крупных производителей морозостойких дисперсий. При разработке рецептур и технологии синтеза мы учли недостатки серийно выпускаемых универсальных продуктов. Надо отметить, что выпуск дисперсий, максимально подходящих для производства ЛКМ, стал возможным благодаря наличию доступных отечественных мономеров производства СИБУРа и «Газпром нефтехим Салават» (ГНС): стирола, бутилакрилата, 2-этилгексилакрила, акриловой кислоты.

В нашем ассортименте – свыше 15 наименований латексов. 70% из них не имеют аналогов в портфеле российских производителей. Мы серийно выпускаем 12 дисперсий с минимальной температурой пенообразования от 0 до +60 °C

– Как вышло, что из «местного» производства вы выросли в компанию, продукты которой востребованы в других регионах страны?

– Мы сотрудничаем с партнерами из многих регионов. На заводах производят лакокрасочные продукты из нашего сырья, по нашим рецептурам, получают постоянное обучение и сопровождение производственных процессов, поддержку в торговых и маркетинговых направлениях, информацию по продвижению продукции. Эта форма партнерства позволяет производить качественные продукты по доступным для потребителей ценам, а наш опыт в торговле и продвижении продукции помогает небольшим предприятиям занять свое место на рынке и вырасти из маленькой компании в стабильно работающий лакокрасочный завод.

– Кто ваши основные конкуренты?

– Как у любого «местного» производителя ЛКМ, наши главные конкуренты – крупные компании федерального уровня. Мы отличаемся от них более широкой продуктовой матрицей, необычными, узкоспециализированными позициями, оперативной реакцией на запросы рынка, персональной работой с клиентами. «Капитель Иркутск» проводит ежегодные встречи с партнерами, на которых мы обмениваемся опытом, координируем действия, анализируем потребности и возможности рынка.

Мы производим 10 000 т продукции в год, около 80 наименований. Под влиянием пандемии расширился ассортимент продукции с антибактериальными и антисептическими компонентами.

– Вы сотрудничаете с СИБУРом уже более семи лет. С чего началось это партнерство, в каких направлениях развивается?

– Благодаря СИБУРу и СНХК (совместное предприятие ГНС и СИБУРа по реализации бутилакрилата) мы получили возможность закупать сырье на стартовой стадии производства. Мы только начинали свой синтез дисперсий, и наши объемы были ничтожны. Тем не менее СИБУР дал нам возможность запустить этот проект. Безупречно отлаженная логистика холдинга автоматически снимает проблему с необходимостью содержания больших запасов первичного сырья и сокращает объемы замороженного капитала. На сегодняшний день СИБУР и СНХК не просто наши основные поставщики мономеров. Они стали для нас полноценными старшими партнерами, проводниками прогрессивных идей и технологий, которые укладываются в общегосударственную идеологическую линию импортозамещения и развития отечественного тонкого органического синтеза.

Выпуск дисперсий, максимально подходящих для производства ЛКМ, стал возможным благодаря наличию доступных отечественных мономеров производства СИБУРа и «Газпром нефтехим Салават»

– Недавно «Капитель Иркутск» приняла участие в благотворительной акции «Граффити Дети». Расскажите о социальной деятельности компании. Какие еще проекты поддерживает завод?

– Ежегодно мы подхватываем инициативы городских властей в таких социальных проектах, как благотворительная акция «Граффити Дети», проект «Фасадник» по облагораживанию памятников деревянного зодчества, культурного и архитектурного наследия города Иркутска. На постоянной основе оказываем поддержку спортивной школе «Атланты». Помогаем благотворительному фонду поддержки людей, больных раком, ВИЧ, СПИДом, туберкулезом, TAC Care Foundaition.

Мы инициировали и реализуем профориентационный проект для учащихся 9–11-х классов с целью вызвать интерес к научно-техническим и рабочим специальностям, углубленному изучению физики, химии. Школьники приглашаются на мероприятие в Центр поддержки клиентов, где мы им рассказываем о различных профессиях и их особенностях в рамках нашего предприятия, проводим экскурсию по заводу, знакомим с профессиями на местах.

– Петр Богданович, как вы совмещаете две ответственные должности: директор компании и главный технолог завода? Как все успеваете? Что больше всего вам нравится в вашей работе?

– У нас очень дружные и профессиональные сотрудники. Благодаря им у меня не такая уж большая нагрузка. Коллеги являются, можно сказать, моим главным вдохновением, они мой стимул в работе. Пользуясь случаем, хочу сказать им большое спасибо: технологам, инженерам, рабочим, кладовщикам, уборщицам, экономистам, бухгалтерам, мастерам, менеджерам по продажам, маркетингу. Отдельное спасибо акционерам за доверие.

– Чего ждете от 2022 года?

– Реализации новых проектов. Мечтаем о стабильных ценах на первичное сырье: стирол и бутилакрилат.


Скачать PDF

Другие публикации