Эксперты Высшей школы государственного администрирования (ВШГА) МГУ опубликовали результаты исследования «Гибкая полимерная упаковка». В нем были рассмотрены экологические, социальные и экономические аспекты регулирования гибкой полимерной упаковки и проанализирован международный опыт по ограничению ее оборота.
Согласно данным, запрет полимерной упаковки приведет к негативным социальным, экологическим и экономическим последствиям. По мнению авторов доклада и участников рынка, наиболее эффективным решением регулирования оборота полимерной упаковки является увеличение объемов переработки пластика и вовлечение всех заинтересованных сторон, в том числе потребителей, в развитие рециклинга в стране.
Мировой опыт
Многие страны и регионы сегодня вводят ограничительные меры на использование гибкой полимерной упаковки, доходящие порой до полного запрета. По мнению авторов исследования «Гибкая полимерная упаковка», такие меры не приводят к значимым позитивным экологическим последствиям, что подтверждается примерами из мировой практики.
Воздействие бумажных пакетов на окружающую среду значительнее, чем пластиковых аналогов.
Так, в Калифорнии резко выросли продажи пластиковых мешков для мусора объемом 15 и 30 л – раньше роль таких мешков выполняли упаковочные пакеты из магазина. Запрет привел к увеличению использования многоразовых сумок и бумажных пакетов: согласно данным, приведенным в исследовании, воздействие бумажных пакетов на окружающую среду значительнее, чем пластиковых аналогов. Неоднозначные результаты ограничений заставили местные власти задуматься об альтернативных решениях: к примеру, в Чикаго заменили запрет налогом на одноразовые пакеты всех типов (включая пластиковые и бумажные) – благодаря этому частота использования одноразовых пакетов снизилась на 27,7%.
В Чикаго запрет одноразовых пакетов заменили налогом.
На территории ЕС к 2030 году вся полимерная упаковка должна быть пригодной для повторного использования.
В мире все большее распространение получает практика переработки пластиковых отходов: например, на территории ЕС к 2030 году вся полимерная упаковка должна быть пригодной для повторного использования. Также существуют организации и объединения, стимулирующие переработку. Pledging Campaign – кампания Европейской комиссии по увеличению в три раза объема вторичных полимеров, используемых в промышленности.
Ассоциация производителей полимеров Plastic Europe приняла на себя добровольное обязательство к 2030 году достичь уровня переработки полимерной упаковки в 60%. Также существует инициатива CEFLEX, цель которой – создать инфраструктуру сбора, сортировки и утилизации гибкой полимерной упаковки на всей территории Европы. Как пример эффективности переработки исследователи приводят опыт Германии: с 2019 года все компании-производители в этой стране должны быть зарегистрированы в едином реестре упаковки, это позволит отслеживать использование полимерных упаковочных материалов.
С 2019 года все компании-производители в Германии должны быть зарегистрированы в едином реестре упаковки, это позволит отслеживать использование полимерных упаковочных материалов.
Три сценария регулирования
В рамках исследования была проведена оценка последствий следующих возможных сценариев регулирования: запретительного (запрет использования потребительской гибкой полимерной упаковки), промежуточного (запрет использования пластиковых пакетов для транспортировки покупок) и вторресурсного (стимулирование переработки отходов гибкой полимерной упаковки).
По мнению экспертов, промежуточный сценарий – запрет пластиковых пакетов из прикассовой зоны – не дает однозначных результатов: в подобном случае объем бумажных отходов увеличится на 1,15 млн т уже в следующем году после введения запрета. Таким образом, ограничение пластиковых пакетов приведет к формированию дополнительного объема непереработанных бумажных отходов, который, по данным исследования, будет варьироваться от 1,15 млн т в 2020 году до 820 тыс. т в 2024 году. Существующий уровень собираемости отходов бумаги не позволит произвести необходимый объем бумажных пакетов из вторичного сырья, а значит, для его производства потребуется дополнительный объем первичной целлюлозы.
В случае запрета пакетов из прикассовой зоны объем бумажных отходов увеличится на 1,15 млн т уже на следующий год после введения запрета.
Запрет многократно увеличит суммарный объем отходов других типов упаковки, в том числе одноразовой бумажной, которая станет одной из основных замен пластику. При этом анализ полного жизненного цикла продукта показывает, что воздействие бумажных пакетов на окружающую среду значительнее, чем воздействие пластиковых аналогов. На это влияют комплексные экологические издержки, такие как объемы вырубки леса и выбросы CO2 в масштабе всего цикла производства и транспортировки. Также запрет полимерной упаковки создаст условия для повышения объема пищевых отходов на 3–17% от их существующего объема (17 млн т ежегодно). А при повышении объема пищевых отходов на 10% объем выбросов метана увеличится на 170 тыс. т ежегодно.
Авторы исследования уверены – полный запрет гибкой полимерной упаковки в пищевой промышленности и розничной торговле окажет негативное влияние на экономические и социальные показатели. Реализация этого сценария приведет к росту инвестиций в переоборудование упаковочных линий и логистических издержек в связи с тем, что альтернативная упаковка имеет больший вес и объем, а также сокращает срок хранения продуктов. Предполагаемый рост логистических и производственных затрат составит 10%, что повлечет за собой рост цен на 9,5% на основные группы продуктов питания.
Ограничение пластиковых пакетов приведет к формированию дополнительного объема непереработанных бумажных отходов, который будет варьироваться от 1,15 млн т в 2020 году до 820 тыс. т в 2024 году.
«Оценивая экологические последствия запрета пластиковых пакетов и их замещение бумажными аналогами, следует учитывать, что в анаэробных условиях бумажные отходы разлагаются на полигонах с выделением метана; в этих условиях от разложения одного килограмма бумаги образуется порядка 600 г метана. Утрамбовка отходов на полигонах делает эту проблему чрезвычайно актуальной», – обращают внимание эксперты. Даже если предположить, что из «дополнительных» 1,15 млн т бумажных отходов, образовавшихся в связи с запретом пластиковых пакетов, лишь половине предстоит разложение в анаэробных условиях, это разложение даст порядка 445 тыс. т метана, или 38 млн т в СО2-эквиваленте в год, при двадцатилетнем горизонте.
Вторресурсный сценарий включает постепенное повышение норматива утилизации на гибкую полимерную упаковку до 100%, введение требований по содержанию вторичных полимеров в упаковке, освобождение операций с полимерными отходами от НДС. Реализация этого сценария в России сократит годовой объем подлежащих захоронению отходов гибкой полимерной упаковки на 66% к 2024 году. При этом объем производства вторичных полимеров увеличится в 5 раз. Вторресурсный сценарий позволит к 2024 году достичь плановых показателей в производстве резиновых и пластмассовых изделий (1,459 трлн руб. в год). При этом он не потребует от производителей дополнительных затрат на альтернативную упаковку и оборудование и не приведет к росту потребительских цен на продукты питания.
Мнение участников рынка
Результаты исследования «Гибкая полимерная упаковка» были представлены в ходе круглого стола в «Интерфаксе», на котором присутствовали авторы доклада и представители отрасли. Ознакомившись с материалами исследования, участники рынка согласились с выводами экспертов.
Выбирать между полиэтиленовым, бумажным пакетом или многоразовой сумкой должен покупатель, однако необходимо работать над промышленным дизайном пластиковой упаковки так, чтобы ее было легче идентифицировать на сортировочном пункте и отправить на дальнейшую переработку.
По мнению исполнительного директора ассоциации «Чистая страна» Руслана Губайдуллина, в случае полного запрета пластика в России экологическая ситуация в стране лучше не станет. «Наша с вами задача – чтобы работала система. Чтобы каждая бутылка попала ведро, ведро – в бак и доехало на перерабатывающий комплекс», – сказал он. Он также отметил, что в России достаточно мощностей для переработки пластикового мусора, однако экономика еще не выстроена полностью. Кроме того, необходимо проводить разъяснительную работу среди населения о значимости переработки пластика.
По словам вице-президента по устойчивому развитию бизнеса и корпоративным отношениям Unilever Ирины Бахтиной, решением проблемы загрязнения окружающей среды является развитие экономики замкнутого цикла. «Необходимо, чтобы все собранные отходы не отправлялись на мусоросжигание, а отправлялись к переработчику – к тому, кто сможет эту упаковку правильным образом переработать, как мы говорим, «функционально рециклить», и отправить назад в экономику, а не на полигон или в печь», – подчеркнула она.
Директор по устойчивому развитию СИБУРа Максим Ремчуков подчеркнул, что выбирать между полиэтиленовым, бумажным пакетом или многоразовой сумкой должен покупатель, однако необходимо работать над промышленным дизайном пластиковой упаковки так, чтобы ее было легче идентифицировать на сортировочном пункте и отправить на дальнейшую переработку. «Изменение дизайна упаковки может привести к увеличению объема материалов, пригодных для механической переработки. Находясь в отрасли, мы видим огромный объем инвестиций в R&D и считаем, что будущее за химическим рециклингом, который позволит значительно увеличить объемы отходов пластика, вовлекаемых обратно в экономику», – резюмировал Максим Ремчуков.
Запрет пластиковых пакетов из прикассовой зоны не даст однозначных результатов.
Скачать PDF