Кодекс деловой этики контрагента

В СИБУРе введен новый документ, укрепляющий принципы взаимодействия с партнерами.

Соблюдение деловой этики и распространение этических норм на контрагентов является одним из непременных факторов устойчивого развития корпораций. В соответствии с принципами ESG и принятой Стратегией устойчивого развития СИБУР стремится выстроить и поддерживать этичные и социально ответственные отношения с партнерами, которые теперь помогает регулировать новый Кодекс деловой этики контрагента.

Этичный бизнес

Пандемия COVID-19 изменила образ жизни людей, сообществ и организаций. В период кризиса руководителям бизнеса пришлось принимать ряд новых стратегически важных решений, которые окажут влияние на деловое сообщество в ближайшие годы. Среди них – укрепление деловой репутации, соблюдение этических норм во всех сферах деятельности.

Кодекс этики контрагента СИБУРа включает в себя как внутренние требования к работе сотрудников, взаимодействию с клиентами и другим аспектам, так и внешние, предъявляемые к партнерам и контрагентам

Для этого все больше российских компаний следуют международной практике и разрабатывают собственные Кодексы корпоративной этики. На сегодняшний день такой документ является элементом международного стандарта ведения бизнеса. Для компаний, работающих с зарубежными партнерами и на иностранных рынках, соответствие этическим требованиям – необходимость.

Как правило, такой документ формулирует, внедряет и поддерживает корпоративные нормы и принципы, которые составляют систему деловой этики компании. Он включает в себя как внутренние требования к работе сотрудников, взаимодействию с клиентами и другим аспектам, так и внешние, предъявляемые к партнерам и контрагентам. Только такой многосторонний подход позволяет всесторонне защитить корпоративную репутацию: в эпоху прозрачного и социально ответственного бизнеса деловые связи значат не меньше, чем собственные заявленные ценности.

Подтверждением своевременности такого шага служит глобальное исследование «EY Форензик», представленное в конце 2020 года. Опросы проводились в 33 странах, включая Россию, среди 3600 сотрудников компаний (среди них – 100 из России), от рядовых специалистов до топ-менеджмента.

«Пандемия COVID-19 стала проверкой бизнеса на соответствие стандартам деловой этики. Тот, кто пройдет эту проверку, получит большие дивиденды в будущем; остальным же по прошествии кризиса придется ответить за каждый безответственный поступок перед государством, акционерами, потребителями и обществом в целом», – пишет во вступительном слове руководитель глобального отдела компании Эндрю Гордон.

Исследование «EY Форензик» показало, что пандемия COVID-19 увеличила риски в проблемных сферах бизнеса. В ходе опроса почти треть (30%) респондентов ответили, что они готовы вести себя неэтично, если это положительно повлияет на их карьерный рост или вознаграждение

Распространение самых высоких стандартов делового поведения на поставщиков и подрядчиков – следующий этап формирования этичной бизнес-среды вокруг компании. «В международной практике введение кодекса поставщиков является первым шагом по внедрению комплексной системы управления цепочкой поставок, которая включает также меры по обеспечению мониторинга и подтверждению соответствия. Конечной целью таких инициатив является обеспечение уверенности потребителя в соответствии выпускаемой продукции принципам устойчивого развития на протяжении ее жизненного цикла», – комментирует инициативу Владимир Лукин, директор группы операционных рисков и устойчивого развития КПМГ в России и СНГ.

Коррупция, стоп!

Исследование «EY Форензик» показало, что пандемия COVID-19 увеличила риски в проблемных сферах бизнеса. В ходе опроса почти треть (30%) респондентов ответили, что они готовы вести себя неэтично, если это положительно повлияет на их карьерный рост или вознаграждение. Результаты отчета показали, что такое поведение является распространенным и может участиться в кризисной ситуации, поскольку сотрудники опасаются потерять работу. Опрошенные считают, что сокращение зарплат (24%) и повышение вероятности увольнения (22%) – наиболее частые причины неэтичного поведения в период пандемии.

Для преодоления таких ситуаций аналитики рекомендуют внедрение концепции этичного ведения бизнеса для защиты от неправомерного поведения. На практике это означает, что им должны руководствоваться все: от генерального директора и членов правления до рядовых сотрудников и бизнес-партнеров.

Кодекс корпоративной этики СИБУРа (является внутренним документом компании), его основные положения гарантируют партнерам полную прозрачность и честное ведение бизнеса со стороны компании. Если кто-либо из сотрудников компании проявляет предвзятость по отношению к контрагенту, недобросовестно исполняет свои обязанности или замешан в каких-либо коррупционных схемах, партнер должен немедленно сообщить о подобных нарушениях представителям компании, которые обеспечат непредвзятое объективное расследование и соответствующие меры в отношении виновных.

Внедрение Кодекса корпоративной этики контрагента обязывает их соблюдать все законодательные и нормативные акты по противодействию коррупции, легализации преступных доходов, финансированию терроризма. Кроме того, для партнеров недопустимы такие действия, как взятки, коммерческий подкуп и злоупотребление полномочиями. В частности, это касается материального стимулирования сотрудников СИБУРа: недопустимо, чтобы контрагенты воздействовали на них с помощью денег, подарков, бесплатных услуг и т.д. с целью получения каких-либо льгот и привилегий.

Соблюдение положений обоих кодексов масштабируют лучшие практики СИБУРа во внешней среде и минимизации этических рисков в цепочке создания стоимости.

Опрошенные участники исследования «EY Форензик» считают, что сокращение зарплат (24%) и повышение вероятности увольнения (22%) – наиболее частые причины неэтичного поведения в период пандемии

Кодекс – для контрагента

Кодекс деловой этики контрагента СИБУРа определяет требования к корпоративной социальной ответственности контрагентов ООО «Сибур», предприятий ПАО «СИБУР Холдинг», а также организаций, с которыми СИБУР вступает в деловые отношения. Для компании это один из элементов стратегии устойчивого развития.

Документ подчеркивает, что компания дорожит своей репутацией и стремится к укреплению доверия со стороны делового сообщества. СИБУР готов работать только с контрагентами, обладающими безупречной репутацией, соблюдающими законодательство и международные стандарты, а также общепринятые нормы корпоративной и деловой этики. Кроме того, немаловажно, чтобы партнеры с уважением относились к правам человека, заботились об охране труда и здоровья работников.

Для компаний критически важно полностью доверять третьим сторонам, с которыми они сотрудничают. Это доверие необходимо сформировать за счет регулярной и детальной риск-ориентированной оценки, отмечают в исследовании специалисты «EY Форензик».

СИБУР стремится развивать деловые отношения на взаимовыгодной основе и поддерживает такие принципы сотрудничества с контрагентами, как прозрачность, информационная открытость, состязательность, справедливость и другие. Компания выступает за принципы честной конкуренции и открытости рынков, поэтому стремятся обеспечить равные возможности всем потенциальным контрагентам.

Владимир Лукин

«Кодексы поставщиков, включающие обязательные социально-экологические требования, разработаны как на уровне отдельных крупных компаний, так и в рамках целых отраслей».


Положения Кодекса включаются в заключаемые с партнерами договоры. И хотя несогласие с ними не является непреодолимым препятствием для сотрудничества, но СИБУР в таком случае будет очень тщательно оценивать потенциальные риски при принятии решения.

Кодекс рассматривает различные варианты развития отношений, в том числе предусмотрены корректирующие меры, если партнер нарушил положения документа. В частности, возможно даже расторжение договора с недобросовестным контрагентом.

Укрепление информационной безопасности

На протяжении последних десятилетий экспоненциальный рост объемов имеющихся у компаний данных привел к потребности в новых бизнес-моделях, включающих анализ данных, искусственный интеллект (ИИ) и автоматизацию, констатируют эксперты «EY Форензик». Пандемия COVID-19 усилила эту тенденцию, так как компании должны были вмиг приспособиться к новому поведению потребителей и цифровизации процессов, чтобы удовлетворить возросший спрос на услуги и товары в онлайн-пространстве.

Результаты опроса показали, что продвинутые технологии, такие как ИИ, могут обеспечить компанию информацией, ценной для принятия управленческих решений и комплаенс-мониторинга, но в то же время они могут нести существенные риски, отмечают авторы исследования. Неспособность адекватно защитить данные создает фактор уязвимости, который идет вразрез с корпоративными ценностями и обязательствами по соблюдению нормативных требований.

32% опрошенных «EY Форензик» компаний уверены, что кибератаки – самый серьезный риск для организации в долгосрочной перспективе

СИБУР с уважением относится к интеллектуальной собственности партнеров и ждет того же от них. Информацию или данные об операциях СИБУРа, коммерческие секреты компании и другие данные такого рода контрагент должен при любых условиях рассматривать как конфиденциальные и защищать их, отказываясь передавать, публиковать без разрешения со стороны СИБУРа. Кроме того, Кодекс предусматривает соблюдение стандартов по защите данных: хранение информации в надежном месте, без доступа к ней третьих лиц.

Защита окружающей среды

«Вопросы экологической безопасности повсеместно выходят на первый план повестки компаний», – говорит Владимир Лукин из КПМГ. – Как ни странно, именно пандемия стала серьезным драйвером для развития экологической тематики. Временное сокращение экономической активности в условиях локдауна и связанная с этим необходимость оптимизации расходов производственных компаний поставила под угрозу реализацию многих экологических программ и инициатив. Кроме того, четко обозначились сценарии выхода из рецессии, которые включают экстенсивные меры, отнюдь не способствующие повышению экологической результативности».

Желание улучшить экологическую результативность производства может стать важным преимуществом для потенциального контрагента СИБУРа.

Евгения Клочкова

«Партнер может интегрировать нормы и практики по управлению здоровьем и безопасностью, разработанные в СИБУРе, в свой бизнес, а также обязуется соблюдать нормы охраны труда и промышленной безопасности, создавать здоровую рабочую среду и безопасные условия труда для сотрудников».


«Для многих компаний расширение экологических обязательств на цепочку поставок стало не только примером проявления нового уровня ответственности перед обществом за воздействие на окружающую среду, но и реальным способом продемонстрировать высокую результативность, продолжает Лукин. Кодексы поставщиков, включающие обязательные социально-экологические требования, разработаны как на уровне отдельных крупных компаний (NESTLE, Unilever, PepsiCo), так и в рамках целых отраслей (например, системы сертификации лесопродукции – FSC, PEFC, горно-металлургической отрасли – Responsible steel, IRMA и др.). Также стали необходимыми усилия региональных регуляторов по стимулированию компаний к выполнению экологических обязательств, поэтому во время пандемии можно отметить усиление регуляторной нагрузки в экологической сфере в ряде стран и активизацию инициатив, связанных с введением дополнительных инструментов экономического регулирования (например, Carbon Boarder Adjustment Mechanism в ЕС)», – заключает эксперт.

СИБУР повсеместно следует обязательствам по защите окружающей среды, а также соблюдает природоохранное законодательство. Компания стремится работать с партнерами, которые разделяют эти принципы и стремятся к сокращению негативного воздействия на окружающую среду. Желание улучшить экологическую результативность производства путем контроля и мониторинга экологических аспектов может стать важным преимуществом для потенциального контрагента. «Положения о необходимости соответствовать законодательству в области охраны окружающей среды давно внедрены во все договоры с контрагентами, – говорит главный эксперт по устойчивому развитию СИБУРа Евгения Клочкова. – С 2020 года СИБУР также проводит выборочные аудиты и опросы крупнейших поставщиков для оценки уровня зрелости системы управления аспектами устойчивого развития в целом и экологическими аспектами в частности. Компания понимает, что контрагенты могут находиться на разных этапах построения этой системы, и готова оказывать содействие в разработке стратегии, делиться своим опытом и проверенными практиками».

Уважение к каждому

Современное общество стало более требовательным к инициативам бизнеса в сфере социальной ответственности, а также корпоративного управления, констатируют эксперты «EY Форензик». Такие перемены в обществе привлекают дополнительное внимание к деятельности компаний. Развитие социальных сетей позволило гораздо более открыто обсуждать вопросы этики и социальной ответственности.

Для СИБУРа к первостепенным ценностям относятся уважение к сотрудникам, охрана труда, а также защита прав и свобод. В связи с этим партнеры также должны разделять эти принципы. Согласно положениям Кодекса, контрагенты обязаны соблюдать права и свободы человека, относиться к сотрудникам достойно и с уважением. Факты дискриминации, использования детского труда, нарушение прав работников, предусмотренных ТК РФ, угрозы или какое-либо принуждение станут основанием для прекращения сотрудничества.

Кроме того, Кодекс предполагает, что работники компаний-партнеров при любых обстоятельствах должны иметь возможность открыто выражать руководству претензии и подавать жалобы, не опасаясь ответных репрессивных мер и наказаний.

«В СИБУРе провозглашается принцип нетерпимости к нарушениям в сфере охраны труда и промышленной безопасности. Поэтому все без исключения травмы, инциденты и аварии контрагента, выполняемые на предприятиях холдинга, подлежат расследованию, – подтверждает Евгения Клочкова. – Снижение уровня промышленного травматизма, в том числе среди подрядчиков компании, является одной из целей Стратегии в области устойчивого развития СИБУРа. В свою очередь, партнер может интегрировать нормы и практики по управлению здоровьем и безопасностью, разработанные в СИБУРе, в свой бизнес, а также обязуется соблюдать нормы охраны труда и промышленной безопасности, создавать здоровую рабочую среду и безопасные условия труда для сотрудников. Только такие нормы станут основой для долгосрочного и взаимовыгодного сотрудничества».

Если Вам стало известно о фактах недобросовестного или неэтичного поведения, связанных с деятельностью СИБУРа, Вы можете оставить свое обращение по одному из указанных каналов связи:

сайт горячей линии https://sibur.deloitte-hotline.ru,

адрес электронной почты sibur-hotline@deloitte.ru,

бесплатный телефонный номер +7 (800) 500-08-74.

Фото к цитате Уоррена Баффета: Nati Harnik/AP/ТАСС


Скачать PDF

Другие публикации