«Контрафакт бьет по кошельку и здоровью»

Осенью прошлого года в России появился Союз потребителей и производителей автохимии. Его глава Александр Сергеев рассказал о том, какие шаги планируется предпринять в первую очередь.



Что стало причиной появления союза, какие задачи он собирается решать?

К созданию союза подтолкнуло несовершенство законодательной базы, увеличение объема контрафактных продуктов на рынке, слабая борьба с этим контролирующих органов.

В состав союза уже вошли три крупных производителя охлаждающих жидкостей, имеющих в сумме долю порядка 60% на рынке – Тосол-Синтез-Инвест, Обнинскоргсинтез и Техноформ.

Первое направление нашей работы – инициировать изменения в нормативной базе. Например, по тормозным жидкостям у нас даже ГОСТа нет. Получается, продукт, от которого непосредственно зависит безопасность на дорогах, в настоящее время никак не регламентируется. То, что потом из-за ненадлежащего его качества могут происходить аварии, – эта проблема не рассматривается. Поэтому появление необходимых нормативных документов – задача №1 для нашего союза.

Второе направление – борьба с контрафактом. Привычная картина: контрафакт стоит стройными рядами на полках, люди его покупают, никто с этим не борется. Соответственно, мы планируем обращать внимание контролирующих организаций на имеющиеся нарушения. Проводить рейды, проверки, направлять результаты заинтересованным службам, размещать информацию в СМИ, знакомя с результатами исследований, с последствиями применения контрафактных продуктов. В состав союза уже вошли три крупных производителя охлаждающих жидкостей, имеющих в сумме долю порядка 60% на рынке – Тосол-Синтез-Инвест, Обнинскоргсинтез и Техноформ. Эти три организации практически закрывают потребность автозаводов и сборочных предприятий своими поставками. И СИБУР – как производитель и поставщик сырья для изготовления охлаждающих жидкостей. Мы плотно сотрудничаем и с юристами, и с маркетологами компании. Хорошие партнерские отношения налажены.

Мы разослали информацию об образовании союза другим производителям. Если нам удастся добиться значимых результатов, то количество членов организации возрастет. Я в этом даже не сомневаюсь.


Продукт, от которого непосредственно зависит безопасность на дорогах, в настоящее время никак не регламентируется


Вы говорите, что одна из приоритетных задач – борьба с контрафактом. Что именно понимается в данном случае под контрафактом?
 

Охлаждающие жидкости, изготовленные с применением метанола. В ноябре 2015 года союз закупил 20 образцов, анализ показал наличие метанола в восьми из них (это 40%!). Это очень серьезно. Бороться можно по двум направлениям: совершенствование нормативной базы – технических регламентов и стандартов, чтобы контролирующие органы получили опору для своих действий, и информирование потребителей о наличии контрафакта и последствиях его использования.

Сейчас мы готовим исследование, посвященное метанолу, и анализ рынка охлаждающих жидкостей. Мы знаем, что есть большой объем «серого» сырья, который не включается в официальный учет. Мы хотим его количественно определить.

До 2011 года, когда первые метанольные составы стали появляться, весь объем прекрасно закрывался легальными производителями и никакого дефицита не было.

Что вызывает появление контрафакта?

Метанол в разы дешевле этиленгликоля, поэтому замена этиленгликоля на метанол, конечно, стоимость жидкостей резко снижает. При этом метанол не противоречит соблюдению дешевыми жидкостями единственного параметра, который обязателен сейчас для производителей из-за того, что только он вошел в технический регламент Таможенного союза. Это температура начала кристаллизации. По оценкам участников союза, до 40% российского рынка – это метанольные составы. А в низшем ценовом сегменте эта доля приближается к 80–90%.

А чем грозит использование метанола в охлаждающих жидкостях?

Два момента. Первый – это здоровье. Метанол – сильнодействующий яд, его использование однозначно наносит вред человеку. Второй – риск повреждения автомобиля. Тосолы и антифризы с метанолом не обеспечивают нормальной работы системы охлаждения и рано или поздно выведут ее из строя. Далее придется делать ремонт. В первую очередь поэтому метанол за рубежом не применяют, он просто не подходит как сырье, то есть это несомненный контрафакт.

Какие производители, по вашим наблюдениям, самые добросовестные?

Те, кто выпускает продукцию в соответствии с признанными автопроизводителями зарубежными стандартами.

Но это получается такой добровольный шаг. Другими словами, наличие некачественных жидкостей – это вопрос законодательного регулирования или контроля?

Повторюсь, в техрегламенте Таможенного союза, который посвящен автомобильным маслам и техническим жидкостям, есть один норматив для охлаждающей жидкости – температура начала кристаллизации. Любой спирт даст необходимую температуру при добавлении его в нужном количестве. Есть ряд важных параметров, которые непосредственно влияют на работоспособность автомобиля и могли бы исключить применение метанола, но они в регламент не вошли. То есть жестких законодательных препятствий к выходу на рынок для метанольных составов нет.


Самые добросовестные производители выпускают продукцию в соответствии с признанными автопроизводителями зарубежными стандартами

С 2013 года различные компании обращались на эту тему в наши органы власти, в Евразийскую экономическую комиссию. Итогом является принятие коллегией Евразийской экономической комиссии ограничения по метанолу на уровне 0,05%, оно внесено в единые санитарные правила. Однако Совет Евразийской экономической комиссии на настоящий момент не принял введение этого ограничения в регламент Таможенного союза. Фактически это опять необязательная норма.

Мы продолжаем работать в этом направлении. Подготовили новые обращения в Евразийскую комиссию. Планируем вскоре провести очередную закупку в розничных сетях и посмотреть, что изменилось по сравнению с ноябрем прошлого года, когда мы подобные мероприятия уже делали. Результаты всех наших исследований мы планируем предать огласку и отправить эту данные не только в СМИ, но и в Роспотребнадзор и Евразийскую комиссию, чтобы там сложилось понимание, насколько болен рынок.

Насколько рынок готов к полному запрету? Ведь, если посмотреть на то, что происходит с жидкостями для стеклоомывателей, то просто значительная часть производителей уходит в «серую зону», а по сути для потребителя ничего не меняется.

Это и так уже «серая» зона. Ни один из производителей не показывает в цепочке закупку и применение метанола, ни на одной этикетке его присутствие не указано. От государства мы ждем следующих шагов: если Роспотребнадзор считает, что метанол в тосолах и антифризах запрещен, пусть будет обеспечено соблюдение этого. В том числе в техрегламент должны быть включены все параметры, гарантирующие выпуск качественных продуктов, или ГОСТам должны вернуть обязательный характер.

Может ли как-то исчезновение контрафакта вызвать дефицит, повлиять на цены на автохимию?

Дефицита не будет. Сырья хватит, даже если уйдет метанольная составляющая. То есть всех легальных производителей, кто захочет работать на этом рынке, сырьем компания обеспечит. Соответственно, есть мощности и у тех компаний, которые непосредственно делают охлаждающие жидкости. Рынок количественно не пострадает. Кстати, до 2011 года, когда первые метанольные составы стали появляться, весь объем прекрасно закрывался легальными производителями и никакого дефицита не было.

По ценам, наверное, некоторый эффект будет. Исходя из того, что наиболее заражен дешевый тосольный рынок, в этом сегменте цены повысятся. Но надо понимать – решение проблем, которые человек получит, купив и использовав у себя в машине дешевый состав, стоит гораздо больше, чем стоимость охлаждающих жидкостей. Это может привести, например, к капитальному ремонту двигателя – это уже десятки, а для многих автомобилей даже сотни тысяч рублей. Это не рассматривая вред для здоровья человека, который вообще в цифрах выразить невозможно. Поэтому наше мнение – рынок только выиграет от принятия подобных ограничений.

Как в целом себя сейчас чувствует рынок автохимии? Как на нем отразился кризис?

Когда у потребителей становится плохо с деньгами, они начинают выбирать альтернативные, более дешевые продукты. Соответственно, с иностранных составов переходят на брендовые, но российские. А те, кто использовал дорогие отечественные продукты, переходят на более дешевые. Для российских производителей это, в общем-то, плюс – люди выбирают их продукцию. Но хуже себя чувствует сам рынок. Например, затягиваются сроки сервисных работ – если, допустим, интервал техобслуживания 10–15 тыс. км, то приедут к окончанию срока. Реже заезжают, покупают более дешевые продукты, экономят на каких-то видах работ, меньше пользуются автомобилями, меньше пробеги становятся. Поэтому общий объем рынка проседает. Это неизбежный результат, но будем надеяться, что это временное явление.

Скачать PDF

Другие публикации